В течение последних
десятилетий двадцатого века и в начале двадцать первого века человечество
столкнулось с проблемой значительного увеличения продолжительности жизни и
постоянным ростом численности людей пожилого возраста. Доля людей пожилого
возраста в составе населения развитых стран уже составляет до 20 %, а процесс
старения человечества ускоряется.
В любом социально ориентированном
государстве, забота о незащищённых слоях населения является неотъемлемым
элементом государственной политики. Статья 7 Конституции провозглашает
Российскую Федерацию, как "социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека". Одним из этапов жизни человека является старость,
когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё
достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому
одна из задач государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой
категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.
Такой механизм – социальная политика в отношении пенсионеров – это совокупность
создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и
норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде
пенсионного пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка
требуется не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода
вследствие инвалидности. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с
нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа
жителей нашей планеты. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы
государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей
деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и
инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.).
Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке.
Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической,
организационной и другой помощи.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не
может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития,
приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в
отношении инвалидов. Однако возможности общества в борьбе с инвалидностью как
социальным злом в конечном итоге определяются не только степенью понимания
самой проблемы, но и существующими экономическими ресурсами. Конечно, масштаб
инвалидности зависит от множества факторов, как-то: состояние здоровья нации,
развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние
экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие
в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов
имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет
значительное распространение инвалидности в обществе. В настоящее время
численность инвалидов приближается к 10 млн. чел.(около 7% населения) и
продолжает расти. Особенно рост численности инвалидов значителен за последние 3
года и не будет, пожалуй, преувеличением утверждение, что в не столь отдаленной
перспективе России грозит "инвалидизация всей страны", во всяком
случае, всего ее населения в пенсионном возрасте. Несмотря на существующие
макроэкономические и финансово-бюджетные ограничения, с которыми сталкивается
переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и процессах
игнорировать проблему инвалидности российское государство позволить себе не
может.
Изменение социального статуса человека в старости,
связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности,
значительное сокращение социальных контактов, испытывание затруднений в
процессе социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям,
порождает серьезные социально-психологические проблемы, одной из которых
является одиночество, проявляющееся у пожилых людей, как правило, в двух аспектах:
во-первых, как одиночество социально-бытовое, возникающее вследствие проживания
пожилого человека отдельно от семьи и родственников, либо вообще отсутствия
таковых; во-вторых — как психологическое одиночество, чувство
невостребованности, ненужности, исключенности из жизни социума. Такое чувство
одиночества может возникать у пожилых людей независимо от того, проживают они
одни или с семьей - это преимущественно психологическая проблема.
Отсутствие общения у пожилых людей, как сложное явление имеет
многоуровневый и противоречивый характер. Эта противоречивость вытекает из
самой сущности человеческого бытия. Человек, с одной стороны – рефлектирующий
субъект, индивидуальная личность, испытывающая потребность в автономии и
индивидуализации. С другой стороны, он – "zoon politikon", существо общественное,
испытывающее потребность в единении с другими людьми. В человеке, как существе
социальном, исторически развивавшемся в больших группах, филогенетически закрепилась
потребность к постоянному общению с себе подобными. Поэтому потеря контактов с
людьми, одиночество, представляют для него серьезную проблему.
Рекомендуем к прочтению:
Особенности организации социального управления в России
В России идет процесс формирования социального управления и его доктрины.
Доктрина социального управления – это разновидность глобальной технологии управления, которая определяет место страны в геополитическом пространстве, выделяет прио ...
Основное содержание и виды реабилитации
В нашей стране проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями, как молодого, так и пожилого возраста, принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов и пожилых людей выступает в качестве ...
Структура и основные требования отчета о социологическом исследовании
Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическом исследовании, который содержит в себе информацию, интересующую заказчика (исследователя), научные выводы, рекомендации. Структура отчета п ...
|