В настоящее время на деловую стратегию предприятия влияют такие факторы как глобальная конкуренция, коренные политические изменения, меняющаяся система общественных ценностей и угроза экологической безопасности, поэтому достижение высоких экономических результатов зависит от отношения предприятия со stakeholder [1].
Stakeholder предприятия - это лица или группы, которые вовлечены и влияют на политику предприятия и его деятельность [1].
В практике управления предприятием часто можно встретить тех, кто игнорирует потребности их stakeholder, считая что "один несчастный клиент или служащий не имеют значения!". Такое отношение к stakeholder не имеет права на существование, так как оно приводит к огромным финансовым потерям [1].
Часть Stakeholder является субъектом социальной политики предприятия, часть - объектом. Объекты социальной политики предприятия (все население, социальные общности): персонал предприятия, потребители продукции данного предприятия и общество в целом. Потребители продукта, по мнению авторов, являются наименее защищенными в случае, если предприятие ведет себя социально безответственно. В качестве субъекта социальной политики предприятия выступает руководство предприятия, а также все структуры предприятия, разрабатывающие принципы и нормы оплаты труда работников, социальные выплаты; отвечающие за условия и охрану труда, квалификацию кадров, их подготовку и переподготовку; определяющие содержание и развитие социальной инфраструктуры, реализацию социальных программ; организующие коммуникационные связи предприятия с окружающей средой [2].
Отношения со stakeholder можно разделить на две группы: первичные и вторичные. Первичные отношения предприятия с обществом включает все прямые отношения, которые необходимы для того, чтобы выполнить главную цель предприятия - получить прибыль за счет удовлетворения потребностей потребителей. Первичные отношения формируют стратегию предприятия и показывают важность stakeholder для осуществления его хозяйственной деятельности. К первичным Stakeholder относятся: персонал предприятия, акционеры, кредиторы, поставщики, конкуренты, клиенты, оптовые и розничные продавцы (рис.1) [1].
Персонал своей работой обеспечивает эффективную деятельность предприятия; акционеры и кредиторы - финансовый капитал предприятия; поставщики - сырье, материалы и т.п.; клиенты - потребляют изготовленную продукцию; борьба с конкурентами - побуждает к лучшим результатам; оптовые и розничные продавцы занимаются перемещением продукции от предприятия к поставщикам. | | | Рис.1. Первичные stakeholder предприятия
Вторичные отношения возникают тогда, когда сторонние организации, группы или отдельные люди проявляют интерес к действиям предприятия, результатам его деятельности, взаимодействию с внешней средой. Отношения предприятия со второй группой stakeholder возникает как результат первичных деловых действий предприятия. К вторичным stakeholder относятся те, кто затрагивают непосредственно или косвенно предприятие вторичным воздействием или причастностью к деятельности компании. Это федеральные, государственные и местные органы власти, иностранные правительства, социально активные группы, средства массовой информации, группы поддержки бизнеса, общественная публика, местные общества (рис.2) [1].
Вторичные отношения так же серьезно влияют на деятельность предприятия, как и первичные. "Вторичные" отношения не подразумевают, что они менее важны, чем первичные. Это означает, что они происходят как последствия первичных хозяйственных действий предприятия. | | | Рис. 2. Вторичные stakeholder предприятия
Первичные и вторичные отношения не всегда отличаются, часто, они находятся во взаимодействии и взаимозависимости. Например, выпуск экологически безопасного автомобиля влияет как на первичных stakeholder (персоналу предприятия необходимо переквалифицироваться; акционерам и кредиторам проинвестировать новое производство, найти новых поставщиков, оптовых и розничных продавцов; появятся новые неизученные конкуренты и клиенты), так и на вторичных (совпадет ли новая стратегия предприятия с той, которую проводят федеральные, государственные и местные органы власти; не противоречит ли это международным интересам; какая на это будет реакция социально активных групп; поддержат ли новшества средства массовой информации и группы поддержки бизнеса; как на это отреагирует общественная публика).
Рекомендуем к прочтению:
Методики прогнозирования межэтнических конфликтов
Известен тезис о том, что каждый метод есть всего лишь один из способов приближения к истине. Для достижения оптимального уровня этнопсихологического исследования необходимы не только отдельные методики, но и целостная программа – комбина ...
Социальная организация
и управление. Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инн ...
Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы досуга проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – и ...
|