Объектом любой науки называют определенную часть или сферу окружающего нас природного или социального мира, которая находится вне нас и нашего сознания, существовала до нас и не зависит от наших желаний, представлений, сознания. Например, объектом физики как науки являются физические явления и процессы, закономерности их развития. Осознаем мы или не осознаем их особенности, хотим мы, чтобы они были именно такими, каковы они на самом деле, или же иными, все это не зависит от нас, т.е. существует объективно.
С определенным ограничением такой подход правомерен и в отношении к экономической или к социальной сфере общества. Производство товаров, без которых невозможна наша жизнь, столь же необходимо для нашего существования, как наличие воздуха, воды, солнца, света. И законы производства товаров, их обмена, продажи и купли столь же мало зависят от нас, как и законы движения и взаимодействия атомов и молекул, вещества и света. И те и другие существуют вне нас, т.е. являются объективными по самому своему существу. Скажем, закон стоимости действует с такой же непреложной необходимостью, как и закон гравитации.
Однако между явлениями физического и социального мира существует не только общность, но и весьма существенное различие. Если все многообразие физического мира, все его процессы и явления, начиная от гигантских галактик и звездных систем и вплоть до мельчайших частиц, не зависят ни в коей мере от сознания человека, т.е. являются вполне, абсолютно объективными, то процессы, происходящие в обществе, в том числе в экономической и социальной сферах, так или иначе связаны с деятельностью и сознанием людей. Они осуществляются только благодаря человеческой деятельности (скажем, любой товар должен быть произведен, куплен или продан, чтобы удовлетворить человеческую потребность). Для того, чтобы экономические, социальные явления и процессы (производство товаров, обучение, воспитание детей или создание ценностей культуры) стали объективной реальностью, они должны осуществляться через деятельность людей, через их поступки, которые частично осуществляются неосознанно, но в значительном своем большинстве происходят осознанно, требуют волевых усилий человека, связаны с его желаниями, стремлениями, потребностями, целями. А это означает, что в отличие от явлений и процессов физического мира, которые всегда были и будут абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, в том числе экономической, носят объектно-субъектный характер, в них объект и субъект связаны неразрывными взаимодействиями. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии. Объектом социологии является развитие общества и взаимодействующих в нем в определенных социально-исторических условиях людей — индивидов, их групп и общностей.
Рекомендуем к прочтению:
Великобритания глазами иностранцев. Типичное
представление
Британцы гордятся тем, что заметно отличаются от любой другой нации мира. Они до сих нор придерживаются странных обычаев, таких, как левостороннее движение или игра в крикет. Они весьма неохотно перешли на десятичную систему мер, поменяв ...
Содержание дисциплины «социальное управление»
Дисциплина социальное управление прежде всего формирует рациональное начало, знания научного проектирования, математического и социального моделирования. Она позволяет вырабатывать умение более полно использовать социальные ресурсы или ре ...
Американские социологи и социологические центры
Исследователи истории американской социологии придерживаются различных мнений относительно момента, с которого следует вести летопись этой дисциплины. Далеко не все авторы готовы признать факт существования трудов по социологии в период, ...
|