Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем
Страница 3
Материалы и статьи » Технология социальной работы » Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем

Привлечение клиента к соответствующей деятельности имеет цель помочь ему сформировать объективные воздействия, направленные на желаемые изменения. В процессе рекомендаций между клиентом и социальным работником вырабатываются совместные стратегии решений проблемы.

Каждый клиент уникален так же, как и его проблемы. Что действенно для одного клиента, не всегда представляет интерес для другого.

7-я стадия: Выбор стратегии и заключение контракта

Оценка процесса и результатов совместной работы социального работника с клиентом, обобщение происходящих изменений и стабилизация ситуации. Если клиент нерешителен или внутренне противостоит изменению ситуации, только имитирует действие, то конструктивных изменений не произойдет.

После завершения стадии планирования социальный работник и клиент заключают контракт. Контракт может существовать как в устной, так и в письменной форме. В нем оговариваются частота встреч, место встреч, оплата и ответственность сторон за взятые обязательства.

8-я стадия: Подготовка к вмешательству

На данной стадии происходит обсуждение программы и формирование системы действий.

Социальный работник должен формировать положительную мотивацию у клиента, поощрять его, осуществлять поддержку, для того чтобы состоялся процесс изменения.

9-я стадия: Осуществление вмешательства

Существуют различные программы вмешательства. Традиционно социальные работники используют подходы в соответствии с моделями индивидуальной работы: интеракциональной, поведенческой, когнитивной, гуманистической и т.д. Комплекс вмешательств постоянно изменяется и модернизируется.

Так, поведенческие методы индивидуальной работы направлены на поддержание или коррекцию необходимого поведения и могут включать следующие действия:

1. стимулирование положительного поведения и закрепление его, используя похвалу, внимание, награду и т.д. (применяют при работе с детьми);

2. репетицию поведения, проигрывание трудных для клиента ситуаций, анализ возникших проблем;

3. систематическое развитие адаптивных моделей поведения с целью преодоления различных беспокойств;

4. дифференциальное закрепление поведения, комбинирование стимулов — от положительных до полного игнорирования;

5. обучение поведению, сочетающее техники игры, формирования навыков позитивного поведения, положительного закрепления и решения домашних задач.

Познавательные методы могут использоваться, когда оценка ситуации показывает, что улучшение в социальном функционировании произойдет в том случае, если произойдут изменения в познавательных процессах. Эти процедуры включают:

1. изменение неправильных представлений и нереалистических ожиданий;

2. работу над увеличением самообладания и самоуправления.

10-я стадия: Оценка барьеров

В процессе взаимодействия социальный работник может сталкиваться со многими барьерами. Согласно концепции Фишера, их причинами могут быть:

• внутренние конфликты клиента;

• отсутствие навыков взаимодействия у клиента;

• давление окружающей среды, препятствующей процессу изменения;

• проблемы взаимодействия между социальным работником и клиентом.

Барьеры могут быть вызваны неосознанными конфликтами, находящимися в структуре взаимодействий. Так, просьба о помощи одного из членов семьи может вызвать со стороны других членов сопротивление, так как нарушится баланс сил и равновесие во внутрисемейных отношениях.

Барьером может выступать культурная идентификация клиентов, а также социализация клиентов и уровень образования.

Рассматривая барьеры как определенное сопротивление, А. Пинкус и А. Минахан систематизировали основные барьеры в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента — это:

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Макросоциологические теории: различие во взглядах на общество с точки зрения данных теорий
В макросоциологии выделяют две основные противоположные по своим принципам теории: теория функционализма и теория конфликтов. Основным принципом функционализма является то, что данная теория рассматривает общество как живой организм. Та ...

Контркультура в современном обществе
Цель статьи – рассмотрение контркультуры не только как исторического, но и универсального феномена, ее осмысление в русле исторической динамики цивилизационного процесса. Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т. ...

Социальная защита населения
Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюд ...