Детерминирующие факторы эмиграционных процессов
Страница 2
Материалы и статьи » Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае » Детерминирующие факторы эмиграционных процессов

Под субъективными факторами эмиграции следует понимать «те особенности личности индивидов, которые в одних и тех же условиях приводят к дифференциации принимаемых решений» [41, с. 19-20].

В научной литературе предпринято несколько попыток подразделения эмиграционных потоков на основе значимых факторов. В частности, В. А. Ионцев называет среди основных - экономические, социальные, культурные, политические, этнические (национальные), религиозные, расовые, военные, демографические и другие [Цит. по 41, с. 20]. А. Г. Вишневский называет среди главных факторов миграции населения «экономические и социальные, немалую роль играют политические и военные» [Цит. по 41, с. 20].

Крайне важно для разграничения «сферы деятельности» того или иного фактора выделять более подробно составные части – назовем их параметрами, которые позволили бы дать конкретные оценки каждому их факторов эмиграции [41, с. 20]. Можно предположить следующую квалификацию факторов эмиграции (Приложение 1, Таблица 2).

Однако даже столь большое многообразие факторов эмиграции и параметров их составляющих, не является исчерпывающим, но позволяет оценить роль каждого из факторов в формировании миграционных установок [41, с. 22]. Попробуем раскрыть некоторые детерминирующие факторы эмиграционных процессов более детально.

Многие исследователи придерживаются точки зрения, что решающую роль в эмиграции играют экономические факторы, так как они заключаются в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционированием в процессе производства. Экономический фактор эмиграции заключается в содействии повышению эффективности воспроизводства трудовых ресурсов.

Как отмечает В. А. Ионцев, «какие бы причины не определяли современную эмиграцию населения, главенствующая роль среди них принадлежит экономическим. Эмиграция населения имеет ярко выраженный экономический характер, обусловленный в первую очередь поисками нового места приложения труда» [Цит. по 41, с. 23].

Наибольшее влияние на развитие общества оказывает эмиграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и называется трудовой эмиграцией. Понятие «учебная эмиграция» подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования.

Возросшее значение науки в социально-экономическом развитии превратило интеллектуальный труд в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития и безопасности. По существу, сформировался глобальный феномен интеллектуальной эмиграции [45]. При этом под интеллектуальной эмиграцией понимается миграция научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками, а также обслуживанием этой отрасли [24].

Большое значение для определения роли эмиграции в общественных процессах приобретают ее структурные характеристики. Она становится все более дифференцированной по профессиональным, квалификационным, образовательным признакам, специальностям ее участников.

Переход к постиндустриальному обществу существенно повысил роль научного и инженерного труда в социально-экономическом развитии стран, в эффективном использовании ими имеющихся ресурсов. Как отмечает американский ученый П. Друкер, «настоящим капиталом развитой экономики . являются знания, а работники интеллектуального труда превратились в группу, определяющую ценности и нормы общества» [Цит. по 24, с. 13]. И действительно, на современном этапе развития эмиграционных процессов, постоянно растет именно доля вовлекающихся в нее высококвалифицированных работников.

По мере того как поток интеллектуальной эмиграции набирал силу, он получал отражение и в попытках его концептуализации. Довольно быстро сложились две конкурирующие концепции.

Согласно концепции обмена знаниями и опытом (brain exchange) люди мигрируют в поисках нового места приложения труда с учетом своей профессии и квалификации. И «приток умов» (brain gain), и их «утечка» (brain drain) характерны для экономик всех стран и предполагают двусторонний обмен информацией о положении в стране-экспортере и стране-импортере трудовых ресурсов. Это сведения не только о рынках труда, но и о финансах, товарных рынках, условиях жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Рекомендуем к прочтению:

Советская социология музыки
В бывшем СССР в 60-70-е гг. имели место неоднократные попытки рассматривать музыку массовых жанров как социальный феномен в рамках общей и музыкальной социологии, а также искусствознания. Первым в исследовании данных проблем был ленингра ...

Моббинг как вид эмоционального насилия в трудовом коллективе
Нападки и притеснения со стороны коллег по работе как явление известны уже давно, но как отдельная психологическая проблема они были выделены только в конце 70-х — начале 80-х годов ХХ века. Первые исследования были проведены психологом и ...

Специфика культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города. Особенности подросткового возраста
…в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного… Л.С.Выготский Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вмест ...