Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремился рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как политическое животное. Отмечали, что особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон (1760-1825). Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как идея прогресса, значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху, различие "критических" и "органических" периодов в развитии общества и т.д. [1]
Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Сам термин "позитивная философия" последний использовал еще в 1808 г., т.е. задолго до публикации трудов основателя позитивной философии. У него же встречаются и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что "наука о человеке", "социальная физика", или "социальная физиология", - это часть общей науки, которая базируется на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще Карл Маркс писал, что до Конта Сен-Симон в "Письмах Женевского обитателя" (1803) указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.
Не было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем учения Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса, Конт, не отрицая прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник централизации политической власти, социальной иерархии и субординации, Сен-Симон, наоборот, предсказывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуального прогресса как необходимого условия социальной реформы, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в неразвернутой форме, чаще в виде отдельных высказываний. У Конта наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.
Конт признает важный вклад Т. Гоббса в развитии теории государства. Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де Местра (1753-1821) и Кондорсе (1743-1794). Он сделал попытку соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух. Конт рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта "Порядок и прогресс" опирается на идею порядка у де Местра, сформированную в работе "О папе". Кроме того, он развил идею прогресса у Кондорсе, которого Конт считал своим "духовным отцом", у которого он и позаимствовал идею трех стадий.
На формирование взглядов Конта оказало большое влияние учение социалиста-утописта Ш. Фурье (1772-1837), который видел задачу своей жизни в разработке "социальной науки" как части теорий "всемирного единства", проповедовавшего смену строя цивилизации новым общественным строем - социальной гармонии.
Также он испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита (1723-1790). У "прославленного и рассудительного" Адама Смита отмечается глубокий анализ разделения труда. "Мудрый" Тюрго (1727-1781), несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе, разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную[2].
Рекомендуем к прочтению:
Современная теория социального конфликта Ральфа Дарендорфа
Создание целостной картины современности, понимание и предсказание движения общественных процессов, функционирования социальных институтов и в целом обществ эпохи постмодерна невозможны без глубинного анализа теории социального конфликта ...
Выборка исследования
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (мо ...
Проблемы общения людей пожилого возраста
Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и социально-бытового характера. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как они относятся к категории «ма ...
|