Теоретическое и прикладное, или практическое, значение социологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. В отечественной и зарубежной литературе называется количество функций: от трех до десяти. Не вдаваясь в полемику о числе функций, о задачах, решаемых социологией, можно назвать основные функции, которые рассматривают большинство авторов, специализирующихся на изучении этой науки и создающих учебные пособия, учебники для студентов, изучающих эту дисциплину.
Социология, как самостоятельная отрасль знаний реализует присущие общественной науке функции - теоретико-познавательную, методологическую, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. В отечественной и зарубежной литературе функции гуманитарных наук, как правило, делят на две группы: гносеологические, т.е. познавательные и социальные. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Обычно основной функцией социологии как науки считают теоретико-методологическую функцию. Нам кажется, что нельзя познавать мир, не владея методом науки. Именно метод отличает одну науку от другой. Нельзя решить физическую задачу с помощью методов биологии. Новая наука и возникает тогда, когда появляется проблема, решение которой невозможно с помощью методов существующих наук. Таковы причины возникновения и самой социологии как науки[6].
Таким образом, основной функцией любой науки, в том числе и социологии, следует считать методологическую функцию.
С помощью метода мы познаем окружающий нас мир. Следовательно, второй важнейшей функцией социологии как науки выступает функция познавательная (гносеологическая). С помощью данной функции социология исследует социальные явления, их сущность, связи с другими явлениями, закономерности развития различных явлений и процессов. Главное место в поисках социологами научного знания занимают общественные отношения, анализ объективных и субъективных сторон деятельности субъектов общественной жизни, анализ деятельности социальных институтов и т.д. Познавательная функция социологии проявляется и при выработке долгосрочных и краткосрочных прогнозов развития той или иной сферы общественной жизни. Социологи, как правило, руководствуются методологическим принципом (кстати, согласно этому принципу давали свои ответы на поставленные вопросы еще дельфийские оракулы) - прогноз тем более верен, чем меньше он содержит деталей. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования, поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта. Социолог изучает реальную проблему и стремится выявить оптимальные пути ее решения, естественно, он движим желанием показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе прогнозируется ход развития социального процесса.
Социология выполняет и мировоззренческую функцию. Она связана с абстрактно-теоретическим объяснением мира, с общими (философскими) учениями о мире. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что социолог объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует процессу развития общества, а также выражается в использовании действительно корректных выведенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Они выступают как совокупность наиболее общих методов познания и освоения практики. Исследуя окружающие нас явления с помощью научных методов, мы формируем определенное воззрение на мир: биологи − биологическое, математики - математическое, юристы смотрят на мир сквозь призму права и т.п.
Рекомендуем к прочтению:
Человеческий фактор
Решение текущих и перспективных задач любого общества связано, прежде всего, с определяющей ролью человеческого фактора, поскольку человек всегда был и остается решающим фактором общественного развития. Новейшие управленческие теории свид ...
Вывод
Проблема карманных денег существовала и существует в нашей стране. Стоит заметить, что в Британии этой проблемы нет, так как ребёнок с 10 лет сам может зарабатывать себе карманные деньги. У этих детей есть много вариантов заработать себе ...
Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и лиц из их числа
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые госуд ...
|