Социальную работу определяет то главное обстоятельство, что именно личностные качества специалиста во многом обуславливают оптимальный характер и эффективность социальной работы.
Основой личности социального работника является нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики, этикета, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственную потребность.
Нравственные знания. Основные знания об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном учебном заведении, вузе или на курсах и факультетах повышения квалификации.
В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционировании в обществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию.
Практический социальный работник, не прошедший курса обучения в учебном заведении, руководствуется собственным интуитивным пониманием добра и зла, основанным на общественных ценностях и его личном жизненном опыте. Очень часто собственные моральные установки дают ему возможность поступать в полном соответствии с требованиями профессиональной этики; однако так бывает далеко не всегда.
Следует отметить, что знание норм морали не всегда порождает нравственность поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность – они могут не использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой двойной морали, которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считает для себя обязательным следовать ее требованиям.
Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей личности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.
Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой степенью развития личности специалиста, его сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном приятии как единственно правильных и возможных.
Нравственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.
Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.
Нравственная потребность – наивысшая степень нравственного сознания социального работника, она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. Когда соблюдение требований профессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности.
Рекомендуем к прочтению:
Проблемы молодых семей
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за со ...
Теоретико-методические основы социально-психологической реабилитации
участников боевых действий. Участники боевых действий как
целевая группа социальной работы
Участники боевых действий - граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Рос ...
Исследование социально-правовой защиты
военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117. Реализация статуса военнослужащих
Рассматривая проблемы реализации социально-правовой защиты военнослужащих, следует отметить, что за последние десять лет законодательной, судебной и исполнительной властью был принят ряд позитивных мер, направленных на усиление правовой з ...
|