продукт общения – это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» (Б.Д. Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М.М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации «сопряжённых актов».
Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса.
Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) – как групповой, общение с массой – как личностно-массовый. В единстве этих трёх уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия опираются на единое организационно-методологическое основание, а именно на личностно-деятельностное. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.
Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает прежде всего трактовку её как организации и управления формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это происходит в трёх основных коммуникативных формах:
а) монологической (преобладают коммуникативные действия-высказывания личности как субъекта-организатора действий слушания других субъектов – участников общения);
б) диалогической (субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны);
в) политических (многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективно её реализовать).
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:
а) субъектом – инициатором общения;
б) субъектом, которому адресована инициатива;
в) нормами, по которым организуется общение;
г) целями, которые преследуют участники общения;
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Каждый акт общения представляет собой цепь взаимосвязанных коммуникативных действий:
1) Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию;
2) Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.);
3) Ориентация в коммуникативной ситуации;
4) Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия;
5) Постановка коммуникативной задачи с учётом особенностей ситуации общения;
6) Выработка подхода к субъекту взаимодействия;
7) Пристройка к субъекту – партнёру по взаимодействию;
8) Привлечение субъектом – инициатором внимания субъекта-партнёра;
9) Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта – партнёра и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие;
10) Самонастройка субъекта – инициатора на эмоционально-психологическое состояние субъекта – партнёра;
11) Выравнивание эмоционально-психологических состояний субъектов общения, формирование общего эмоционального фона;
12) Коммуникативное воздействие субъекта – инициатора на субъекта-партнёра;
13) Оценка субъектом – инициатором реакции субъекта – партнёра на воздействие;
14) Стимулирование «ответного хода» субъекта – партнёра;
15) «ответный ход» субъекта – партнёра по общению. Из этих пятнадцати действий и слагается акт общения.
Итак, для возникновения акта общения нужна инициатива. Поэтому субъект общения, который берёт эту инициативу на себя, назван нами субъектом – инициатором, а субъект общения, который эту инициативу принимает, – субъектом – партнером.
Рекомендуем к прочтению:
Классификация методов
прогнозирования
В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно ох ...
Условия эффективности профессиональной подготовки персонала крупной
компании
В современной научной литературе достаточно много внимания уделяется проблемам профессиональной подготовки персонала. На основе значительного количества определений понятия «профессиональная подготовка» сформировалось относительно сходное ...
Журнал для подростков
Карманные деньги – это деньги, предназначенные на небольшие текущие расходы.
Социальная статистика в России, (август-сентябрь 2006 год):
Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги.
Средним ...
|