Социальная норма и девиантное поведение
Страница 1
Материалы и статьи » Девиантное поведение » Социальная норма и девиантное поведение

Девиантное поведение –

это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.

Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.

Норма рассматривается различными науками.

В социологии ей уделяется значительное место.

Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.

Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:

- официально установленные нормы

- фактически сложившиеся нормы.

Официально установленные

- это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.

Нормотворчество воплощается здесь в:

- своде юридических законов,

- административных актах,

- должностных инструкциях,

- правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,

- уставах общественных организаций и т. п.

Фактически сложившиеся нормы

- это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.

К разряду подобных норм относятся:

- обычаи,

- традиции,

- нормы морали,

- нормы этикета.

Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия

.

Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.

К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.

Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.

Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.

В этом случае можно выделить:

- нормы - идеалы;

- нормы - образцы поведения;

- профессиональные нормы;

- статистические нормы.

Известно, что идеал

недостижим.

Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.

Образец

в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.

Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.

Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.

Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.

Профессиональные нормы

регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.

Статистические нормы

выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.

Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.

Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.

Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.

Существует диалектика норм

общества, их взаимный переход

и противоречие

.

Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.

Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.

Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.

Так произошло в нашей стране на рубеже 80- 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.

Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.

Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.

В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.

Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.

Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы студенческой семьи и их решение
В молодежной среде, в том числе и студенческой, достаточно широко распространены добрачные интимные связи. Почти 70% студентов ВУЗов считают добрачные сексуальные отношения допустимыми. Так, среди студенческих семейных пар имели интимные ...

Общественные организации как субъекты социальной политики. Социальная политика: определение, функции, основные направления реализации
Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной систе ...

Технологии социальной работы с клиентами: беседа , оценочный анализ, ведение записей
Россия – страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8 процента), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества ...