И связано оно с определенной долей риска.
Перед индивидом стоит альтернатива
:
- конформизм или
- девиация.
Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.
Например, личность с гомосексуальными наклонностями может и не дать волю этим наклонностям, поскольку нравственная цена гедонистических приобретений будет слишком высока, ибо однополые сексуальные связи в общественном мнении не только считаются «дурными», но также означают отрицание мужского достоинства.
Решение индивида - какую форму поведения избрать - зависит от референтной группы
- того сообщества, которое в глазах личности является образцом.
Однако, индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.
Во-первых,
он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.
Во-вторых,
индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.
Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику по производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бы они имели, действуя в одиночку.
В-третьих,
личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.
Это - наиболее трудный жизненный выбор для индивида.
Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения А. Коэн исследует социальные факторы роста отклонений.
Важнейшим среди факторов является индустриализация
.
Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.п.
Все возникающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества.
Следовательно, на творческие и вообще на «теплые места» рекрутируются индивиды из других групп.
Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни.
У людей возникают большие претензии.
Они поощряются господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры.
Честолюбие - стимул к учебе и погоне за успехом.
Однако в действительности возникает противоречие между надеждами, притязаниями и реальными возможностями.
Эти противоречия порождают разочарования.
Разочарования в свою очередь к ослаблению действия норм и социальных институтов.
В конечном итоге это приводит к отрицанию авторитета норм.
Девиантное поведение можно объяснить состоянием социальной неустроенности
индивида.
Социальная неустроенность
- это такая позиция, занимаемая человеком, которая не соответствует ни его способностям, ни достигнутому уровню развития общества.
Например, философ по образованию работает вахтером или истопником, высококвалифицированный слесарь - сторожем на автостоянке.
В этом случае индивид испытывает психологическое напряжение вследствие невостребованного профессионального потенциала.
У него может возникнуть мысль о восстановлении справедливости с помощью каких-либо обходных путей.
Другой пример. Индивид не может себе позволить приобрести даже черно-белый телевизор, в то время как окружающие его люди имеют цветные телевизоры последних марок.
Здесь речь идет о социально-экономической позиции человека, заметно уступающей потребительскому стандарту общества.
Социальная неустроенность может не переживаться человеком остро.
Например, многие сельские пенсионеры свыклись с ситуацией, когда их быт обеспечивается лишь самыми элементарными благами.
Однако чаще люди так или иначе реагируют на имеющийся контраст в социальных позициях.
Формы реагирования разнообразны, в том числе в виде хулиганства как импульсивного протеста.
Рекомендуем к прочтению:
Бритоголовые, или Скинхеды
В России скинхеды появились в начале 90-х. В 1992 в Москве их было всего около десятка, но уже через два года они вдруг сразу - в несколько недель становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением. Видимо, здесь сказались ...
Порнократия
Замужняя женщина не желает уже более иметь детей. Незамужняя - не хочет более брака. Причина в том, что мужчина стоит дороже, чем он зарабатывает. В своем трактате «Порнократия, или женщины в настоящее время» знаменитый французский анархи ...
Социальная норма и девиантное
поведение
Девиантное поведение –
это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.
Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.
Норма рассматривается различными науками.
В ...
|