4) Духовная - целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь. Делится на подсистемы: идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь, воспитание, образование. Важную роль в духовной сфере играет религия. Самым общим синтезирующим показателем всех образований духовной сферы является то, что в каждом из них сознание выступает своеобразным центром, вокруг которого они объединяются между собой.
Маркс отмечал, что на известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречия с существующими производственными отношениями, или с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Иными словами, независимо от субъективных желаний отдельных людей, правящих верхов массы думают и действуют в зависимости от характера противоречий прежде всего в материальной жизни. Изменяются противоречия и конфликты - соответственно изменяются формы мышления людей, происходит переоценка ценностей. Если постоянно не учитываются материальные интересы масс, если противоречия нарастают и углубляются, то возникает революционное сознание, приводящее массы в движение, и через социальную революцию происходит радикальное изменение, качественное обновление общественных отношений.
Такой взгляд на общество вошел в историю общественной мысли как диалектический материализм. Он был применен Марксом к конкретному анализу капитализма его времени.
Рекомендуем к прочтению:
Педагогический мониторинг
1. В мониторинге принимают участие все учителя общеобразовательного учебного заведения.
2. Каждый учитель обеспечивается следующим инструментарием:
· модель личности учителя;
· модель аналитической деятельности учителя;
· модель профе ...
Информационная функция
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация – самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах ...
Логический анализ (интерпретация) и операциональное
определение основных понятий
Культура повседневности студентов -
мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культу ...
|