Вместё с тем следует заметить, что социальное происхождение все в меньшей степени играет роль при выборе брачного партнера. Распространение социально неоднородных семей (в нашем исследовании 42,8 % имеют разное социальное происхождение) свидетельствует о процессе сближения социальных групп в нашем обществе, о стирании различий между ними. Институт брака и семьи все больше утрачивает свой сословный, классовый характер. Вместе с тем встречается определенная «плановость», стремление (прежде всего родителей девушки, юноши) найти жениха или невесту в своем кругу. Эта тенденция наблюдается чаще всего у работников науки, культуры. Сохраняется она и в студенческой среде. В частности, исследование 1988 г. показало, что лишь 51,5% опрошенных не считают различный уровень образования юноши и девушки препятствием для заключения брака.
Студенческая среда отличается пестрым этническим составом: большинство студентов — белорусы (72,9 % мужчин и 65,4 % женщин), значительная часть - русские (14,1 и 20 %), есть украинцы (5,9 и 5,4 %), поляки (3,6 и 5,4 %), а также другие национальности (2,6; и 1,3 %). Согласно нашим данным, национально смешанные браки составляют 52 %. Это в основном пары, состоящие из белорусов и русских, белорусов и украинцев, белорусов и поляков, т. е. представителей близких культур. Основную массу однонациональных пар представляют белорусы, что является отражением сложившегося в республике соотношения студенчества по национальному признаку. Наше студенчество характеризуется отсутствием национальных предрассудков при заключении брака. Только 12,7 % опрошенных студентов; дали утвердительный ответ на вопрос «Может ли другая национальность любимого Вами человека послужить препятствием для вступления с ним в брак?». Студенты заключают браки чаще всего на старших курсах, когда близится окончание вуза и распределение на работу (хотя бы для одного из супругов). Возраст вступления в брак у мужчин 22—24 года, у женщин 20—22. Наиболее многочисленную группу составляют семейные пары со стажем от года до двух лет; (39,8 %). Чуть меньшую, со стажем до одного года (37,7 %). Остальные (22,5 . %) имеют стаж семейной жизни более двух лет.
Нередко студенты полагают, что во время обучения в вузе гораздо легче создать семью, особенно женщинам, так как впоследствии их шансы заметно уменьшаются (с увеличением возраста, с изменением места жительства, где контингент мужчин или женщин недостаточно подходящий и т. д. Одна из бывших студенток написала в редакцию молодежной газеты такое; письмо: «На втором курсе института я объявила родителям, что выхожу замуж. Родители тут же схватили меня за руку, потащили в институт и вместе с ректором принялись убеждать, что в первую очередь нужно окончить институт, а потом выходить замуж. Мы вполне могли расписаться и без согласия родителей, но я боялась это сделать и решила, что они желают мне только добра, а потом придет время, и все у меня еще будет: семья, муж, дети. И мы расстались. Сейчас мне 28 лет. У меня есть квартира, я неплохо зарабатываю, но у меня нет семьи, детей, и я уже не надеюсь, что это будет».
Сейчас, однако, все реже возникает вопрос - создавать семью в студенческие годы или нет. Опрос экспертов во всех вузах республики (представителей профкомов, парткомов, ректоратов, комитетов комсомола) дал возможность установить, что большинство из них одобряют студенческие браки. Многие из опрошенных обзавелись семьей в студенческие годы и считают, что брак в этот период благотворно влияет на становление личности: заставляет почувствовать ответственность перед семьей, вузом, обществом. У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной; профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.
Рекомендуем к прочтению:
Изучение роли социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних
в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей.
Организация и проведение исследования
Целью практической части нашего исследования является определение роли социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей (на примере Тотемского района).
Мы ...
Обращение в фонды
Участие в конкурсах на получение гранта имеет свою специфику. Выбирайте тот фонд, направлениям финансирования и условиям которого максимально соответствует и ваша организация, и предоставляемый на конкурс проект. Обратите внимание, работа ...
Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению
дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности. Роль
местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированн
Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных органов власти и средств массовой информации. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование их возможностей является очень важным инструме ...
|