На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социальных преобразовании становление специалиста прочно связывается с формированием у студента качеств исследователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельности. Для развития этих качеств в вузах республики создана и функционирует система НИР. Все студенты (особенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студента, а для семейного студента она может стать и определенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа студентов оплачивается). Более того, материальная заинтересованность может стать решающим фактором в вовлечении более широкого круга студентов в научно-исследовательскую работу. У большинства тех, кто занимается НИР, зафиксированы высокие показатели в учебе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом среди своих товарищей (46,4 %).
Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-исследовательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследовательской работой занимаются сегодня лишь немногие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % мужчин). Наряду с объективными существуют и субъективные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к науке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения,, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.
В жизни студенчества традиционной является общественная работа. Студенту она позволяет развить организаторские способности, дает навыки межличностного общения и поведения в условиях коллектива. В работе общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки ценностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой молодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культпоходах и экскурсиях, 28,9 % — в дискуссионных политических клубах и клубах по интересам. Наблюдается некоторый рост активности и заинтересованности студентов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на комсомольских и групповых собраниях по проблемам учебно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их труда и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столовых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руководителей факультета и преподавателей (11,9.%.)
Занятость студенчества общественной работой значительна. У семейных студентов она даже несколько выше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных студентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходимости, в силу своего социального положения или вынужденно, в связи с давлением общественных организаций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и маленький ребенок являются причиной неучастия в общественной работе в два-три раза реже, чем отсутствие желания и интересных дел. Конечно, для замужних студенток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на отсутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имеющие детей. Таким образом, не семья является главной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обществом сил и энергии молодого поколения.
Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной заинтересованности студенчества в преобразовании нашего общества.
Воспроизвести социально активного и творчески мыслящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как некоему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования неоспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры семейных студенческих пар. Успешность сочетания семейных и учебных обязанностей в определенной мере зависит от организации учебного процесса, от степени внимания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в браке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в начале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно ответить следующим образом: успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.
Рекомендуем к прочтению:
Психологический эволюционизм в социологии
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как пер ...
Понятие общества. Характеристики общества как системы
Одной из актуальных проблем современного обществоведения остается определение понятия общества, несмотря на то, что определений общества в современной литературе имеется очень много. В них выделяются различные стороны общества, и это неуд ...
Ответственность и долг социального работника перед профессией
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропага ...
|