Программа социологического исследования
Материалы и статьи » Характеристика исследования в социальной работе » Программа социологического исследования

Программа социологического исследования

– это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки.

Программа должна отвечать на следующие вопросы:

· Что надо делать?

· Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

· Как выполнить задуманное?

Основными функциями программы являются:

1. Методологическая функция – теоретическое обоснование направлений научного поиска. Она реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования.

2. Методическая функция – определение процедуры сбора, обработки и анализа информации. Предполагает взвешенный, обоснованный выбор (поиск) наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности социологов, в целях достижения научных результатов исследования.

3. Организационная функция – координация деятельности участников исследовательского процесса. Направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов (условий), обеспечивающих качественное и экономное решение поставленных задач исследования

Программа социологического исследования обычно состоит из разделов (параграфов), в которых последовательно излагаются основные принципы (теоретические подходы) и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования.

Примерная структура программы:

1. Обоснование проблемы исследования;

2. Объект и предмет исследования;

3. Цель и задачи исследования;

4. Гипотезы исследования

5. Интерпретация основных понятий;

6. Методы сбора социологической информации;

7. Методы обработки информации;

8. Методы анализа информации;

9. Постановка социальных экспериментов;

10. Организация исследования.


Рекомендуем к прочтению:

Место, время проведения исследования, название инструментария
Место: г. Москва. Время проведения: Январь, 2010. Инструментарий: Анкета. Название инструментария: Парфюмерные предпочтения молодежи. ...

Трансформация социально-экономического пространства России за годы реформ
В догматическом марксизме сталинского периода утверждалось, что институциональная структура общества является частью классовой надстройки. По мнению Р.В. Рывкиной формула «два класса – одна прослойка» была удобна для анализа экономических ...

Конструктивистский структурализм П. Бурдье как методологическая основа исследования профессиональных групп
Западные специалисты в области социологии профессий в своих научных поисках опираются на различные методологические подходы, среди которых можно выделить три наиболее крупных – функционалистский, неомарксистский и неовеберианский. В Росси ...