Гипотеза исследования – это предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.
Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс. Ясно, что в психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция.
В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.
Гипотеза — это своего рода эпицентр исследования, проводимого как на макро-, так и на микроуровне. В форме гипотезы возникает и развивается новое знание, новая теория. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации.
Целесообразно содержательную сторону гипотезы рассматривать в единстве с ее языковым оформлением.
Возможны различные типы гипотез:
· Описательные (дают общую характеристику изучаемого явления), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования); прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта);
· Первичные (выдвигаемые на первых этапах исследования), вторичные (повторные, уточняющие первичные); рабочие (служат в качестве исходных, предварительных предположений);
· Основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи); неосновные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты);
· Гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия (как результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям);
Существуют определенные требования к сформулированным гипотезам:
1. Гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования;
2. Опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана;
3. Не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;
4. Основываться на репрезентативной информации;
5. Проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.
Рекомендуем к прочтению:
Психиатрическая изоляция как практика социального отлучения
Психические больные традиционно рассматриваются как стигматизированная и подверженная социальному отлучению группа. Однако на практике можно наблюдать ряд эффектов, которые не связаны с процессами стигматизации и неприятия со стороны общес ...
Сущность, виды и методика социологического исследования
Эмпирическое социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, направленных на реализацию единой цели - получения объективно достоверных данных об и ...
Нравственно-духовные качества личности социального работника
Нравственное поведение социального работника определяется вполне конкретными нравственными и духовными качествами его личности.
Честность – качество, обязательное для социального работника. Умение специалиста говорить правду необходимо и ...
|