С установлением Советской власти начался новый этап развития статистики в нашей стране. Сразу после революции 1917 года В.И. Ленин провозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет». А летом 1918 года началась практическая работа по организации советского статистического учета.
25 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о государственной статистике». На основе «Положения» был создан главный статистический орган Советской республики – Центральное Статистическое управление (ЦСУ). Итак, первые советские переписи населения были проведены летом 1918 года в двух крупнейших городах страны – Петрограде и Москве. Эти переписи основывались на принципе одновременности. Учет населения велся по ведомостям трех видов: семейная, для одиноких, ведомость для учреждений.
Первая всеобщая перепись населения была проведена в 1920 году по состоянию на 28 августа вместе с сельскохозяйственной переписью и кратким учетом промышленных предприятий. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В городской местности перепись проводилась 14 дней, в сельской местности – 7 дней.
Однако вследствие гражданской войны и нехватки квалифицированного персонала переписью не были охвачены 70% территории РСФСР это – Якутия, Белоруссия, Дальний Восток, Крым, окраинные районы Сибири, три губернии УССР и частично 10 губерний РСФСР. Для участия в переписи предполагалось привлечь около 114 тыс. статистов (11 тыс. инструкторов и 103 тыс. регистраторов). Их работа была довольно сложной, если принять во внимание, что имели место такие случаи, когда бандиты уничтожали, собранный в ходе переписи материал, и его приходилось восстанавливать снова и снова.
Были и другие инциденты. В Казанских деревнях переписчиков раздевали, так как думали, что это черти и у них есть хвосты. Целые деревни отказывались переписываться, поскольку считали, что цель переписи – отправить лишних баб в Германию.
Перепись населения 1920 года проводилась по весьма обширной программе на основе карточной системы сбора данных, что давало возможность более быстрой разработки материалов при ручном подсчете итогов. В городских поселениях применялись три формуляра: подворная ведомость для сбора материалов о владениях (дворовых участках), квартальная карта с данными о жилых квартирах и личный листок, на который записывались необходимые сведения о каждом жильце. В сельских местностях кроме личного листка заполнялись поселенные бланки.
Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 года. Это была первая Всесоюзная перепись населения. Длительность переписного периода была аналогичной переписи 1920 года. Разработка материалов переписи населения была закончена в чрезвычайно короткий срок, к 1 сентября 1928 года. Программа разработки и публикации отличалась детальностью и многочисленными сочетаниями признаков; впервые очень подробно была изучена семья. Огромная стоимость (54 млн. руб.) и необходимость экономии определили выбор только части программы. Выбор приходилось произвести между переписью населения и сельскохозяйственной переписью, как двумя наиболее дорогими частями программы, одна из которых исключала другую.
После тщательного взвешивания, было решено остановиться на переписи населения, а сельскохозяйственную перепись перенести не 1930 год. Такой путь обошелся государству всего в 14 млн. рублей. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Численность населения составила 147,0 миллиона человек. Результаты по этой переписи были опубликованы в 56 томах.
Рекомендуем к прочтению:
Обоснование проблемы
Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной). Оно располагает большими возможностями в обучении языками, в силу того, что оно в целом является особой эмоцио ...
Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды
Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории.
Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественн ...
Социальная ответственность бизнеса в России
Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации на ...
|