Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Получение такой информации возможно при проведении образовательного мониторинга.
Мониторинг
– комплекс процедур по наблюдению, текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразований на достижение заданных параметров развития объекта.[1]
Образовательный мониторинг
– форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии с запланированными результатами.
Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования.
При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.
Мониторинг проводится, как правило, в сроки, определенные администрацией учебного заведения, и включает три этапа.
· Подготовительный:
- постановка цели;
- определение объекта и направлений исследований;
- выбор критериев и инструментария.
· Практический:
- сбор информации;
- анализ документации;
- мониторинг уровня учебных достижений учащихся по всем или отдельным учебным дисциплинам;
- анкетирование, тестирование;
- самоанализ деятельности.
· Аналитический:
- обработка полученных результатов;
- систематизация информации;
- анализ данных;
- выводы, принятие соответствующего управленческого решения;
- разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) и т.д.;
- определение дальнейших объектов мониторинга.
Объектом образовательного мониторинга
является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы:
· содержание образования;
· уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков учащихся (уровень учебных достижений);
· результаты учебно-воспитательного процесса;
· средства, которые используются для достижения образовательных целей;
· другие аспекты деятельности общеобразовательного учебного заведения.
Инструментарий мониторинга -
средства, которые используются при его проведении и их составляющие.
Средства:
· тематические проверки;
· анализ статистической отчетности;
· анализ школьной документации;
· социологические исследования;
· анкетирование, тестирование;
· самооценка;
· наблюдение;
· мониторинг учебных достижений учащихся и т.д.
Составляющие:
· четко определенный объект мониторинга;
· заданные параметры развития объекта;
· критерии оценивания заданных параметров;
· технология проведения текущего контроля;
· банк данных по регулированию процесса, направленного на достижение конечного (запланированного) результата.
Основным фактором в создании инструментария является разработка моделей оценивания объектов мониторинга.
При создании таких моделей, как правило, выделяются:
· параметры, которые отвечают целям деятельности объекта;
· факторы, влияющие на достижение цели;
· критерии, детализирующие каждый фактор, в соответствии с образовательными задачами, как отдельного общеобразовательного учебного заведения, так и региона в целом.
В целях получения объективных результатов определяется коэффициент каждого критерия. Этот коэффициент представляет собой балльную оценку в частях единицы и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения приоритетных направлений в деятельности общеобразовательного учебного заведения.
Рекомендуем к прочтению:
Основные направления и представители классической социологии.
Натурализм: Герберт Спенсер
Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались ...
Причины заключения ранних браков.
Еще одна интересная деталь, которая волнует многих: почему подростки, не до конца сформировавшиеся личности вступают в брак? В чем же дело? Когда сегодняшний подросток, что есть силы, стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не д ...
Механизмы взаимодействия органов исполнительной
власти и общественных организаций как партнеров
Причины заинтересованности государства и органов местного самоуправления во взаимодействии с Третьим сектором [12, 27]:
1. Большинство общественных организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело гос ...
|