Образовательный мониторинг в системе общего среднего образования
Материалы и статьи » Мониторинг в общеобразовательных учебных заведениях » Образовательный мониторинг в системе общего среднего образования

Для эффективного управления, принятия обоснованных управленческих решений необходимо иметь информацию о ходе образовательного процесса. От объективности, достоверности, оперативности и полноты информации зависят своевременность и правильность принятого решения. Получение такой информации возможно при проведении образовательного мониторинга.

Мониторинг

– комплекс процедур по наблюдению, текущему оцениванию преобразований управляемого объекта и направления этих преобразований на достижение заданных параметров развития объекта.[1]

Образовательный мониторинг

– форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы, которая обеспечивает непрерывный анализ состояния системы и прогнозирование ее развития в соответствии с запланированными результатами.

Основной функцией образовательного мониторинга является определение механизмов текущего и перспективного регулирования состояния образовательной системы, в т.ч. саморегулирования.

При этом не только отслеживается динамика изменений в образовательных процессах, но и поддерживается развитие этих процессов в заданных параметрах.

Мониторинг проводится, как правило, в сроки, определенные администрацией учебного заведения, и включает три этапа.

· Подготовительный:

- постановка цели;

- определение объекта и направлений исследований;

- выбор критериев и инструментария.

· Практический:

- сбор информации;

- анализ документации;

- мониторинг уровня учебных достижений учащихся по всем или отдельным учебным дисциплинам;

- анкетирование, тестирование;

- самоанализ деятельности.

· Аналитический:

- обработка полученных результатов;

- систематизация информации;

- анализ данных;

- выводы, принятие соответствующего управленческого решения;

- разработка рекомендаций, корректирующих выполнение планов, программ (по необходимости) и т.д.;

- определение дальнейших объектов мониторинга.

Объектом образовательного мониторинга

является деятельность (функционирование) субъектов образовательной системы:

· содержание образования;

· уровень и качество знаний, сформированность умений и навыков учащихся (уровень учебных достижений);

· результаты учебно-воспитательного процесса;

· средства, которые используются для достижения образовательных целей;

· другие аспекты деятельности общеобразовательного учебного заведения.

Инструментарий мониторинга -

средства, которые используются при его проведении и их составляющие.

Средства:

· тематические проверки;

· анализ статистической отчетности;

· анализ школьной документации;

· социологические исследования;

· анкетирование, тестирование;

· самооценка;

· наблюдение;

· мониторинг учебных достижений учащихся и т.д.

Составляющие:

· четко определенный объект мониторинга;

· заданные параметры развития объекта;

· критерии оценивания заданных параметров;

· технология проведения текущего контроля;

· банк данных по регулированию процесса, направленного на достижение конечного (запланированного) результата.

Основным фактором в создании инструментария является разработка моделей оценивания объектов мониторинга.

При создании таких моделей, как правило, выделяются:

· параметры, которые отвечают целям деятельности объекта;

· факторы, влияющие на достижение цели;

· критерии, детализирующие каждый фактор, в соответствии с образовательными задачами, как отдельного общеобразовательного учебного заведения, так и региона в целом.

В целях получения объективных результатов определяется коэффициент каждого критерия. Этот коэффициент представляет собой балльную оценку в частях единицы и может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменения приоритетных направлений в деятельности общеобразовательного учебного заведения.


Рекомендуем к прочтению:

Основные направления и представители классической социологии. Натурализм: Герберт Спенсер
Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались ...

Причины заключения ранних браков.
Еще одна интересная деталь, которая волнует многих: почему подростки, не до конца сформировавшиеся личности вступают в брак? В чем же дело? Когда сегодняшний подросток, что есть силы, стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не д ...

Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти и общественных организаций как партнеров
Причины заинтересованности государства и органов местного самоуправления во взаимодействии с Третьим сектором [12, 27]: 1. Большинство общественных организаций созданы для решения тех же самых задач, с которыми повседневно имеют дело гос ...