Формы проявления девиантного поведения у подростков
Страница 2

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особен­ности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации, мож­но отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование пред­почтительного отношения к алкоголю как обязатель­ному элементу любого праздничного застолья начинает­ся с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержани­ем» явственно проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызыва­ет интерес его опьяняющее действие. Ритуалы формиру­ют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее дей­ствие спиртного воспринимается как факт положи­тельный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого чело­века. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Так уже в первые годы жизни у ре­бенка закладывается модель будущего алкогольного по­ведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спирт­ному и формирование «алкогольного мышления».

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя пред­ставляется символом самостоятельности, мужества, сред­ством самоутверждения.

Привлекательность спиртного усугубляется для под­ростков популяризацией алкоголепития в кино и телеви­зионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, приме­ры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в са­мых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои при­кладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных[3].

Еще одна причина подросткового алкоголизма — при­мер сверстников. У детей и подростков из неблагополуч­ных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элемен­том общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пью­щие подростки имеют реальные возможности для само­утверждения, проникаются самоуважением, чего не в со­стоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влече­ния подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. По­пытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязан­ностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответ­ственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла­гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательс­кий» тип характера, аморфный, без яркой индивидуально­сти. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спир­тного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспе­ченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом кол­лективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в ко­тором им придется жить и работать.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для мо­лодежи алкоголь служит универсальным средством рас­крепощения и преодоления застенчивости, некоммуника­бельности, от которой страдают многие подростки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Эмиль Дюркгейм о социальном значении воспитания. Жизнь и взгляды Эмиля Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социол ...

Основные стереотипы: взгляд со стороны. Исторический аспект
Наиболее сильными чертами имиджа Соединенного Королевства являются традиции, история этой страны. Они вызывают и положительное, и отрицательное отношение к Великобритании, являясь одновременно и сильной, и слабой ее стороной. Исторически ...

Специфика социологических методов сетевых сообществ
О возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ говорил еще один из основателей кибернетики Винер. Новое социальное пространство уже давно осваивается путем художественной рефлексии – особо в этом преуспели писатели – фа ...