Кроме этого в Российской Федерации принят ряд общих законов, который содержит в себе нормы, регулирующие образование, спорт и досуговую и политическую деятельность пожилых людей. Согласно этим законодательным нормам, пожилые люди никаким образом не могут быть ограничены в своих желаниях приобщиться к спорту, получать образование, посещать культурные заведения, заниматься творческой и иной деятельностью, не противоречащей закону, участвовать в выборах, быть избранными и т.п.
Таким образом, краткий анализ российского законодательства в части, касающейся социальной поддержки граждан старшего поколения, позволяет сделать следующие выводы.
Ситуация с реализацией социальных прав граждан пожилого возраста нельзя оценивать однозначно, поскольку она характеризуется определённой двойственностью. С одной стороны, существует обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривающая достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. С другой стороны, многие из норм «существуют лишь на бумаге», что подтверждают проведённые исследования. 77,8% граждан в возрасте 55 – 60 лет, 69,1% в возрасте от 61 до 70 лет, 76,5% в возрасте от 71 до 80 отметили, что существующее законодательство не действует, осуществление его в полном объёме затруднено из-за отсутствия эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за исполнение принятых законов[33].
Согласно данным, полученным в ходе самостоятельного исследования проблем досуга пожилых людей, проведенного автором, около 50% пенсионеров г. Александров получают пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума[34] и находятся за чертой бедности; пенсию же по старости, превышающую минимальный потребительский бюджет, получают всего лишь около 4% неработающих пенсионеров. Ещё одна проблема, с которой пришлось столкнуться в ходе этого исследования – это недостаток квалифицированных специалистов и низкая оплата их труда, что также не способствует высокой эффективности досуга пожилых людей. Большинство опрошенных (85%) отметили связь между качеством услуг отдела и профессионализмом работников. Респонденты отмечают основные причины малой эффективности работы специалистов: отсутствие должной самостоятельности (40% опрошенных) работников досуга и недостаточное знание всех законов, нормативно-правовых актов и законодательных нюансов в сфере пенсионного обеспечения и досуга пожилых людей (48% опрошенных)[35].
Кроме того, современное законодательство не в полной мере соответствует европейским и мировым стандартам. Не получили надлежащей правовой защиты интересы пожилых граждан в сферах имущественных, земельных, жилищных, семейных отношений, охраны здоровья и, в определённой степени, пенсионного обеспечения и социального обслуживания.
Не сформирована правовая культура, пожилые люди плохо знают действующее законодательство, свои социальные права и порядок обжалования в случае их нарушения, что обусловлено их плохой информированностью, недостатком социально-правовой практики и сложившимися стереотипами мышления.
Рекомендуем к прочтению:
Демографическая политика на современном этапе. Демографическая
ситуация в современной России
В 2006 году в ежегодном Послании Президент России назвал демографическую проблему «самой острой проблемой современной России».
Демографическая ситуация в России достаточно давно характеризуется как крайне неблагоприятная. Сокращение числ ...
Профессиональная мобильность
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальной мобильно ...
Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственность
– основа личности социального работника
Социальную работу определяет то главное обстоятельство, что именно личностные качества специалиста во многом обуславливают оптимальный характер и эффективность социальной работы.
Основой личности социального работника является нравственн ...
|