Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:
-общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;
-частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;
-государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.
Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.
В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:
-технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
-выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
-определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
-варианты путей и средств решения этих задач;
-оценка социально-экономических последствий НТП.
Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.
При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.
Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.
Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Ее основными целями являются:
1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
2) обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
3) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
4) укрепление обороноспособности страны;
5) улучшение экологической обстановки и др.
В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.
Рекомендуем к прочтению:
Рационализация нигилизма
Отличительная черта российской социологии - ее исключительное влияние на общественную и политическую жизнь. История не знает другого такого подчинения человеческого сообщества теоретической схеме. Что же касается тематической программы и ...
Приложения
Приложение 1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.
Виды социально-бытовых услуг
Нуждаемость
Предоставление
Стирка белья (в т.ч. у ...
Кадры
Кадры – это социально-экономическая категория, характеризующая человеческие ресурсы предприятия, региона, страны. В отличие от трудовых ресурсов, объединяющих все трудоспособное население страны (как занятых, так и потенциальных работнико ...
|