Что является основой принятия государственных решений в научно-технической сфере
Материалы и статьи » Социальное планирование и прогнозирование » Что является основой принятия государственных решений в научно-технической сфере

Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:

-общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;

-частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;

-государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.

Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.

В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:

-технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;

-выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;

-определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;

-варианты путей и средств решения этих задач;

-оценка социально-экономических последствий НТП.

Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.

При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.

Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.

Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Ее основными целями являются:

1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;

2) обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;

3) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;

4) укрепление обороноспособности страны;

5) улучшение экологической обстановки и др.

В условиях рыночной экономики одним из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.

Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные фонды поддержки научной и начно-технической деятельности. Научная и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.


Рекомендуем к прочтению:

Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации». Проблемы подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом
Подростковая беременность: опыт США [53]. С 60-х годов ХХ века подростковая беременность стала восприниматься в США как важнейшая социальная проблема. Причины, объясняющие такое отношение к ней, слишком сложны, чтобы можно было просто ск ...

Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью. Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным кат ...

Социальная ответственность бизнеса – что это?
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными ...