Проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.
Приступая к анализу данных, необходимо строго придерживаться программных гипотез, избегая двух крайностей: поспешных заключений когда факты «укладываются» в гипотезу и соблазна увлечься самим процессом анализа, что нередко уводит в сторону от целевой ориентации исследования. Первоначальные группировки и классификации разумнее всего производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к объяснительным.
Если гипотезы нетривиальны, особое внимание следует уделять заключениям, которые с ними, не согласуются. Не следует смешивать уточнение и интерпретацию данных с их объяснением. Последнее является главной задачей анализа, позволяет установить причинные зависимости, истолковать найденные связи в понятиях более общих тенденций и закономерностей, дает основание для прогноза и, следовательно, для перехода к обоснованию практических решений социальных проблем.
В целом социологическое исследование удается тогда, когда есть уверенность, что весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми научными требованиями.
Рекомендуем к прочтению:
Личностно-ориентированный подход в решении проблем
общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания. Опыт практических учреждений по решению проблем
коммуникативной деятельности людей пожил
Жизнь пенсионеров в ЦСО скрашивается, в основном, социально-бытовым и медицинским обслуживанием; наличием общения, питанием.
Совершенствование деятельности ЦСО должно быть направлено на решение целого комплекса организационно-управленчес ...
Детская музыкальная школа
На территории посёлка находится детская музыкальная школа. Её посещают 93 воспитанника. В школе ведётся преподавание по классу:
· фортепиано,
· баян,
· аккордеон,
· скрипка,
· цимбалы,
· платный кружок эстрадного танца (открылся в 2 ...
Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический
и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так ...
|