В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие в следствии потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов, зачастую оказываются необратимыми.[1,19]
Третья стадия
развития наркомании – синдром измененной реактивности – отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычного человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения. Возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии.[9,63]
К сожалению, в настоящее время наблюдается рост числа людей, употребляющих наркотики. Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России, безусловно, самыми вескими являются следующие: развал системы детских и молодежных организаций; резкое изменение социального статуса – расслоение общества; массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни; потеря жизненных ценностей; ослабление семейных связей.
Все это привело к тому, что молодежь, а именно она – самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики. Проблема детской и подростковой наркомании достигла катастрофических размеров.
Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей «Момент» и «Резиновый», затем переходят на анашу, маковую соломку. И если это для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками.[12,86]
К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием. Но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребление наркотиками, обозначаемое как аддиктивное поведение (АП). В литературе описано два типа такого поведения: полисубстантное (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых затем выбирается наиболее привлекательное), моносубстантное (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ).
Факторы риска можно разделить на три наиболее значимых и основных группы:
- социальные факторы – доступность вещества (или препарата), мода на него, влияние группы сверстников;
- психологические факторы – личностный характер человека, привлекательность испытываемых ощущений и переживаний;
- биологические факторы – изначальная толерантность, пути и природа употребляемого вещества (препарата).
Наиболее опасным из этих групп с точки зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом аддиктивного поведения является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается своя компания.
Рекомендуем к прочтению:
Социальные обследования и политический контроль
Особую и малоизученную проблему истории советской социологии составляет положение эмпирических обследований. Казалось бы, сбор данных о движении, демографическом составе, доходах населения, общественном мнении, политических настроениях и ...
Внутренняя организация и структура системы образования
В социологии система образования и ее главные компоненты - школы и вузы - рассматриваются как типы сложной формальной организации. Казалось бы, невозможно ставить в один ряд школу и промышленную фирму, являющуюся, как известно, образцовой ...
Молодежные организации и движения
В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновлен ...
|