Подходы к измерению бедности
Страница 3

В России в качестве официально установленных показателей бедности используются, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Принятие в 1999 - 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - "Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000 г., означает практическую реализацию Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит, как уже сказано, нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Автоматически это привело также к вводу в действие Федерального закона "О государственной социальной помощи", принятого в июле 1999 г.

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках ее абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за I квартал 2000г. в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000г. No 421 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г.".

Согласно статье 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина – это минимальный набор (в натуральном выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.

Прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается законодательно (статья 2 рассматриваемого Федерального закона) для следующих целей:

· оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирования федерального бюджета;

· оценки уровня жизни соответствующего субъекта Российской Федерации;

· оказания социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Российскому законодательству, федеральная потребительская корзина, федеральный прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры), а также методические рекомендации по разработке потребительской корзины и величины прожиточного минимума устанавливаются Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации устанавливаются, соответственно, законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций, особенностей местного потребления и др. Официально установленные прожиточные минимумы (федеральный и региональные) пересматриваются ежеквартально.

Итак, существуют различные подходы к измерению бедности, но остановимся на России. Официально принятым в стране методом измерения бедности является концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, к бедным относятся граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума. Стоимостная оценка набора товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, получила название бюджета прожиточного минимума, или бюджета минимальных потребностей. В России в качестве официально установленных показателей бедности используются показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (Приложение 2). Определив как измерить бедность в нашей стране, я хочу перейти к анализу распростронения бедности на территории нашей страны, рассмотреть масштабы бедности и составить рейтинг регионов по данной проблематике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Рекомендуем к прочтению:

Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии. Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...

Особенности и тенденции развития добровольческого движения в России на современном этапе. Традиционные и инновационные модели деятельности добровольческих организаций
Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум». Несмотря на то, что изучение зарубежного опыта добровольческой работы внесло и продолжает вносит ...

Деятельность социального работника с детьми, оставшимися без попечения родителей
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью. Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным кат ...