Типы социальных изменений
Страница 1
Материалы и статьи » Общество как система » Типы социальных изменений

При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следует учитывать, что направленность систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс), в то время как индетерминисты и волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность.

Многообразные способы описания развития социальных систем можно свести к трем основным подходам, в основе которых лежит различное понимание социального времени: один из них представляет развитие общества как линейный процесс, другой - как циклический, третий - как спиралевидный.

Линейная модель истории.

Линейная модель истории зародилась в ветхозаветном сознании, на базе которого сформировалась христианская (как и иудаистская, и мусульманская) историософия. Линейная перспектива исторического процесса проходит через все средневековье (где история ограничивается рамками: сотворение мира - конец света) ив виде разнообразных Версий теории прогресса (просветительской, сенсимоновской, гегельянской, марксистской, позитивистско-эволюционистской и пр.) доживает до наших дней.

Но, как уже отмечалось, линейное развитие общества может происходить в двух направлениях— прогрессивном и регрессивном. Приведенное выше определение прогресса указывает на относительность этого понятия. Оно имеет смысл лишь применительно к определенному историческому процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки страдают субъективностью, неисторичностью. Следует учесть также, что в обществе, как и в других типах систем, достаточно редко встречается «чистый» прогресс или регресс. Прогресс и регресс представляют собой противоречивое единство противоположностей, одна из которых на определенном этапе играет доминирующую роль. Это единство проявляется, во-первых, в том, что прогресс общества не может быть вечным, обычно он сопровождается попятным движением или стагнацией. Во-вторых, прогресс в какой-то одной сфере общественной жизни сопровождается регрессом в других. Поэтому любое историческое изменение в одном отношении может рассматриваться как прогрессивное, а в другом — как регрессивное. Относительность понятий «прогресс» и «регресс» проявляется также в том, что прогресс противоречив, он может включать в себя и состояния стагнации, и регресса. Последнее имеет место тогда, когда система в целом развивается прогрессивно, а какой-либо ее элемент - регрессивно.

Вопрос о критериях социального прогресса не принадлежит к числу окончательно решенных. Например, с системной точки зрения прогресс общества рассматривается как последовательное усложнение его структуры, повышение уровня организованности (хотя это относится не ко всем типам систем), а регресс - соответственно как деградация, как движение вспять. Наглядный образ времени в этом случае - ориентированная в одном направлении стрела. Но следует иметь в виду, что в действительности регресс не может рассматриваться как простой повторение в обратном порядке ранее пройденных этапов развития. Это связано с тем, что от этапа к этапу меняются исторические условия, поэтому даже если воссоздать прежние социальные институты, в новых условиях они функционировать или не смогут, или это будет происходить в каких-то новых формах. В связи с этим правомерно говорить об асимметричной направленности линейного прогресса и линейного регресса. С.Э. Крапивенский справедливо полагает, что отличительной чертой линейной динамики является кумулятивный характер и что в ходе реализации линейных процессов возникают необратимые изменения, которые не полностью отрицают предыдущие, а частично вбирают в себя их свойства, обогащают их, усложняя тем самым весь процесс в целом.

Что же касается истории проблемы, то следует отметить, что идея прогресса сформировалась в период зарождения и развития капиталистического общества. Наибольшее развитие она получила в трудах французских просветителей XVIII в., когда в Европе развернулась промышленная революция. Прогресс и в дальнейшем связывался прежде всего с развитием техники. «Родиной» прогресса была Западная Европа, Восток же долгое время оставался (а в некоторых отношениях и до сих пор остается) достаточно консервативным.

Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если определенная часть философов признает прогресс в экономической, политической, научной сферах общественной жизни, то поступательное развитие в области нравственной, в сфере морали оспаривается ими в связи с отсутствием четких критериев морального совершенствования.

Ученые продолжают дискутировать по поводу интегрального критерия прогресса. В качестве такового называют уровень развития производительности труда, степень демократизации общества, продолжительность жизни и др. В ходе дискуссий сложились два основных подхода к решению этой проблемы: первый заключается в том, что называются самые общие критерии исторического прогресса: степень овладения обществом стихийными силами природы, степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости. Сторонники второго подхода не ограничиваются простым перечислением критериев прогресса, а пытаются выработать совокупный, интегральный, единый критерий. Некоторые философы в качестве такого критерия предлагают уровень гуманизации общества.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Приложения
Приложение А Уважаемый товарищ! 3 - 5 апреля 2006 г. в Москве проводится Всеармейское совещание офицерского состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Просим вас принять участие в социологическом опросе. Ваше мнение по основным пробл ...

Что такое «голодание»?
Арнольд де Вриз в книге «Терапия голоданием»( Лос-Анджелес. 1963) описываетпонятие голодания так: «Под термином "голодание" подразумевается полное или частичное воздержание от пищи или воды по какой- либо причине. Так, бывает го ...

Социологические основания профессиональной этики социального работника
К одной из центральных проблем в теории социальной работы и теоретической социологии относится проблема социального действия (М. Вебер). Социальным можно считать такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом (лицами) смыслу ...