Социальная реабилитация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.*
В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инвалидов и больных возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают различные виды социальной недостаточности:
- нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями);
- нарушение способности передвижения;
- нарушение способности к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);
- нарушение способности к обучению;
- нарушение способности к ориентации;
- нарушение способности к общению;
- нарушение способности контролировать свое поведение.
Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно – бытовой деятельности.
Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.*
В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:
1. социально – бытовая реабилитация;
2. социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.
Рассмотрим подробнее эти направления.
Социально – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.
Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации:
1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально- бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения.
2. Обучение или образование – обучаем инвалида навыкам
3. самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Очень важно здесь обучение и просвещение членов семьи по различным вопросам.
Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация подразумевает два процесса:
- приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий;
- обучение инвалида жить в обычном социуме,
в результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:
1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
2.Социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.
3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
Рекомендуем к прочтению:
Обоснуйте необходимость государственного регулирования развития какой-либо
отрасли социальной сферы
Государственное регулирование развития отраслей социальной сферы необходимо. Как пример, можно рассмотреть такую отрасль социальной сферы, как занятость населения. Политика занятости в России является государственной, а форма ее реализации ...
Плюсы и минусы.
В чем заключаются плюсы и минусы ранних браков? Почему многие так спешат связать себя семейными узами, а другие совсем не торопятся становиться законными супругами и видят в браке нечто неприглядное? Идея разобраться в противоречивости ра ...
Преобразовательная функция
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализаци ...
|