В вопросе создания комфортных социально - бытовых условий специалиста по социальной работе :
- разрабатывает конкретные предложения о создании комфортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для отдыха и трудовой деятельности;
- формирует и выявляет потребности у инвалидов в более комфортной окружающей среде;
- обучает инвалидов умению самим создавать комфорт, уют, совершенствовать интерьер;
- реализует совместными усилиями конкретные меры по улучшению комфортных условий для проживания инвалидов.
Организуя и возглавляя данное направление деятельности, специалист по социальной работе выступает и как организатор, и как социальный психолог (изучающий и формирующий потребности инвалидов), и как социальный педагог, обучающий приемам создания комфорта. Следует особо отметить, что комфортные условия быта, уют, чистота, красивый интерьер жилых и других помещений создает надежную предпосылку для успешного проведения реабилитационных мероприятий.
Таким образом, в социально-бытовой адаптации инвалидов роль специалиста по социальной работе, несомненно, занимает ведущее положение. Важно помнить, что для некоторых инвалидов с тяжелыми заболеваниями' иные формы реабилитации (трудовая, профессиональная) могут быть недоступны, и поэтому все реабилитационные мероприятия могут ограничиться социально-бытовой адаптацией (как максимально достижимой), когда человек чувствует себя комфортно и спокойно в новой обстановке, не испытывает тревоги в незнакомой среде.
Другим немало важным моментом в терапии средой является организация досуговой деятельности клиентов.
Роль специалиста по социальной работе в организации досуга инвалидов, (особенно в тех учреждениях, где нет соответствующих специалистов), состоит в осуществлении нескольких этапов:
- изучение (с помощью врача) особенностей состояния здоровья пожилых людей и инвалидов;
- группировка клиентов, создание микросоциальных групп для формирования (восстановления) социальных навыков;
- изучение потребностей проживающих в досуговой деятельности;
- последующая экспертная оценка выявленных потребностей в досуге;
- организация досуга;
- разработка критериев и оценка эффективности досуговой деятельности (оживление эмоциональности, упорядочение поведения, стимулирование интересов, побуждение активности и инициативы и т.д.).
Досуговая деятельность предполагает спонтанное участие человека в соответствии с его потребностями, интересами, установками. То есть, в обычных условиях вид досуга активно выбирает сам человек в меру сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек или развивающихся интересов. Для некоторых клиентов следствием длительного пребывания в интернате является распад потребности в досуге. Но, между тем, для большей части проживающих потребность в досуговой деятельности имеется.
В реабилитационных целях важным является то, что в большей степени развивает силы человека та деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных ценностей и отдачу результатов своего труда другим. Поэтому при отборе видов досуговых занятий приоритетным становится их практическая полезность, а развлекательный характер вторичен.
С содержательной точки зрения технологии культурно – досуговой деятельности (социокультурные технологии) включают в себя:
- мероприятия, посвященные государственным, местным, народным, крупным личным датам и событиям (праздники, конкурсы, фестивали);
- художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, фольклорное, декоративно-прикладное творчество);
- работа с периодическими изданиями и книжным фондом;
Рекомендуем к прочтению:
Что такое конфликт?
Коротко говоря, конфликт – это навязывание своей воли. В зависимости от масштаба целью может стать подавление (в случае конфликта в семье) или даже уничтожение противника (в случае войны).
Конфликт представляет собой наивысшую стадию про ...
Педагогический мониторинг
1. В мониторинге принимают участие все учителя общеобразовательного учебного заведения.
2. Каждый учитель обеспечивается следующим инструментарием:
· модель личности учителя;
· модель аналитической деятельности учителя;
· модель профе ...
Особенности социальных конфликтов в современном российском обществе
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского о ...
|