2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях
Роль социального работника имеет важное значение в социальной реабилитации граждан, проживающих в домах – интернатах во время всего их жизненного цикла и начинается буквально с первых шагов. Едва человек переступил порог дома – интерната, он должен быть сразу же окружен вниманием и заботой обслуживающего персонала. Необходимо разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и так далее; провести беседу, ознакомление с условиями жизни в доме – интернате. В дальнейшем социальные работники помогают обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого возраста, наклонностях и интересах, установках и привычках. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания. Социальным медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни человека, знакомится с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.
Социальный работник как специалист, владеющий основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, помогает найти пожилым людям, проживающим в доме – интернате свое место в коллективе и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.
Также важно сказать несколько слов о психологической подготовке социального работника и о ее значении в профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность социального работника находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Все категории социальных работников в определенном смысле являются практическими психологами и должны иметь достаточно высокий уровень психологической подготовки. Именно это обеспечивает им достижение эффективных результатов при выполнении своих обязанностей.
Поэтому не случайно при подготовке социальных работников достаточно большой объем часов отводится дисциплинам психологического профиля, таким, как психология человека, возрастная психология, социальная психология и другое. Усложнение социальной ситуации в последние годы еще более повышает требования к качеству подготовки специалистов по работе с разными группами населения, к формированию у них навыков взаимодействия с трудными клиентами. В современной практике социальной работы специалистам приходится сталкиваться с кризисами людей в различных возрастных группах.
В настоящее время наибольшую актуальность имеют проблемы людей пожилого возраста. Демографические данные в России и за рубежом говорят о тенденции роста числа людей старшего поколения. Социальные работники должны знать основы геронтологии при обслуживании клиента, учитывать социально – геронтологические, психологические, физиологические аспекты старения человека, позволяющие адекватно интерпретировать поведение пожилых людей с учетом их индивидуальности. Понимание психологических особенностей пожилого человека позволит не только быть терпимым к данной категории людей, но и сопереживать им, проявлять доброту и искреннюю заботу.
Социальные работники в ходе своей профессиональной деятельности практически взаимодействуют с людьми, помогают отдельному человеку, группам, уязвимым социальным слоям населения в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В связи с этим они остро нуждаются в знаниях и умениях социально – психологического характера, без которых сложно достичь планируемых целей общения.
Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понимания другого человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. В то же время понимание другого основывается на понимании себя. Весьма справедливо отметил Дж. Эриксон, что «чем больше человек познает себя, тем терпимее он относится к другим. Не обязательно соглашаться с тем, что делают другие, но надо понимать их мотивы». Безусловно, понимание и принятие другого человека невозможны без самопознания и самопринятия. Кроме того, познав самого себя, человек может развить те качества, которые у него слабо выражены, но необходимы ему для профессиональной и личной самореализации. В этом поможет ознакомление с «Декларацией независимости инвалидов» Нормана Кюнка, американского активиста движения в защиту прав инвалидов (приложение № 51).
Рекомендуем к прочтению:
Профессиональное общение как средство деятельности социального работника
В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых существует профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к у ...
Сквотеры
Сквотеры - это люди, без формальных оснований занимающие пустующие помещения. До сих пор они находились в тени внимания социологов, что связано с закрытостью большинства случаев и некоторым консерватизмом наших исследователей. При этом в ...
Подтверждение стажа
свидетельскими показаниями
При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж рабо ...
|