Исследования репродуктивного поведения молодежи [39] показывают, что при равных условиях снижения возраста сексуального дебюта для юноши первый сексуальный опыт – это приобретение для девушки – это, во все времена, - потеря. Мамы часто намекают выросшим сыновьям на необходимость соблюдать осторожность в сексуальных контактах, кладут на видно место литературу по сексологии и как бы случайно – презервативы. Однако подобная забота о дочерях практически никогда не встречается.
Анализ демографической и социальной структуры несовершеннолетних пациенток женских консультаций показывает, что определить какой-то один социальный слой, из которого рекрутируются юные мамы, невозможно. Семьи, как правило, немногочисленны. Интересным является тот факт, что в больших семьях, состоящих из 6 и более человек, в которых проживают представители старшего поколения, бабушки и дедушки, несовершеннолетние матери встречаются довольно редко. Если в семьях есть представители старшего поколения, то они, как правило, занимаются воспитанием внуков и являясь в этом отношении более консервативными, они менее терпимы к добрачным половым связям.
Юными мамами чаще становятся единственные или старшие дочери в семье. С появлением последующих детей им уделяется все меньше внимания, они вынуждены ухаживать за младшими членами семьи, приобретать взрослые навыки, что в конечном счете делает их в социальном плане старше своих сверстников. Среди самых младших дочерей в семьях несовершеннолетние матери встречаются очень редко - в 4,3% случаев.
Несовершеннолетние матери, как правило, учатся в школе, в редких случаях в училище или техникуме. На момент рождения ребенка они, как правило, не имеют общего среднего образования, так как во время беременности были вынуждены оставить учебное заведение. Большинство девушек довольно спокойно относятся к факту своей беременности, не испытывают ни шока, ни страха. Они спокойно перекладывают все проблемы, связанные с рождением ребенка, на своих родителей, будучи уверенными, что те будут помогать. Отцы детей, родившихся у юных матерей, в большинстве случаев участвуют в воспитании ребенка, либо сразу отказываются от него, либо даже не знают о его существовании. Юные мамы проживают со своими родителями и полностью находятся на их иждивении, т.к. сами не имеют средств существования. Моральная и материальная ответственность за ребенка ложится на родителей девушки. В связи с этим нет ничего удивительного, что большинство девушек ответили, что их жизнь складывается удачно, и на данном этапе трудностей они не испытывают.
Социальный портрет несовершеннолетней матери не содержит каких-либо специфических особенностей. В общем, это обыкновенные девушки из вполне нормальных семей, они не употребляют алкоголь и наркотические вещества и почти не курят. Однако причиной ранней беременности стало, прежде всего, отсутствие ответственного отношения к своему здоровью, включая половое воздержание, неумение сказать «нет», а так же полная контрацептивная безграмотность.
Причины распространения подросткового материнства можно определять в двух направлениях: это макросоциальная и микросоциальная среда, в которых происходит социализация и развитие человека.
Подростки не готовы к материнству в силу их биологической, а также психологической и социальной незрелости.
С рождением ребенка юные матери оказываются в ситуации полной и длительной психологической и социально-экономической зависимости от родителей; вынужденной изоляции от сверстников и привычного круга общения; с сомнительной перспективой относительно будущей семейной жизни, возможностей образования и профессионального выбора, обеспечивающих удовлетворительные материально-бытовые условия. Вследствие множества кажущихся неразрешимыми проблем юные матери имеют низкое качество жизни, меньшие социально-экономические перспективы, а их дети отличаются низкими показателями здоровья.
Рекомендуем к прочтению:
Социологические идеи Г
Спенсера
В социологии английского ученого Герберта Спенсера (1820-1903) четко выражена натуралистическая тенденция, общество уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции. Спенсер развивает учение о социаль ...
Виды межличностных отношений и их специфика в авиационном коллективе.
Конфликт и пути его разрешения.
Существует множество видов взаимоотношений. К процессам взаимодействия членнов коллектива относится руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплочённость, конфликты и т. д. Атмосфера внутри коллектива может быть дружествен ...
Формационный подход к истории
В 40-х годах XIX в. возник марксизм, краеугольным камнем которого является учение об общественно-экономической формации. Оно было развито в «Немецкой идеологии» К. Маркса и Ф. Энгельса, в работе «К критике политической экономии» К. Маркса ...
|