Доля абсолютно здоровых девочек от 0 до 18 лет не превышает 6-7%. Общая заболеваемость детей до 14 лет в целом по России увеличилась за последнее пятилетие на 21,6%, а подростков 15-17 лет – на 32,2%. В настоящее время до 60% детей подросткового возраста страдают хроническими заболеваниями. По данным выборочных исследований у каждого ребенка в 10-14 лет в среднем диагностируется 2-3, а в возрасте 15-18 лет- 4-5 хронических заболеваний. Важно отметить, что негативные тенденции коснулись практически всех классов болезней. Наибольшую тревогу вызывает прирост болезней эндокринной системы (в 2 раза) и пороков развития матки и яичников у девочек (почти в 10 раз). По выборочным данным, частота гинекологической патологии в популяции подростков (данные профилактических осмотров) увеличилась в среднем с 8% в 1995 до 14,3% в 2001 году. Причем, показатели заболеваемости у девочек-подростков на 10-15% выше, чем у юношей. Следует отметить, что если у девочек дошкольного и раннего школьного возраста наибольшее число обращений к детскому гинекологу обусловлено воспалением нижних половых путей (35-70%), то у старшеклассниц в структуре гинекологических заболеваний преобладают нарушения менструального цикла (20-54%) с потерей трудоспособности (резко болезненные менструации, сопровождаемые выраженными вегетативными реакциями, и маточные кровотечения). Не менее редкой патологией является гипоменструальный синдром, вплоть до аменореи (16-21%), в сочетании с гиперандрогенными проявлениями и метаболическими нарушениями. По данным официальной статистики МЗ РФ за 2001 год, расстройства менструаций зарегистрированы у 153548 подростков. Причем лишь 1 из 10 больных самостоятельно обращаются к детскому и подростковому гинекологу. Результат – уже в первые годы активного репродуктивного периода жизни у каждой третьей женщины имеются отклонения репродуктивного здоровья.
Указанные закономерности сохраняются на протяжении последних 10 лет и прослеживается во всех регионах РФ. Наибольшую тревогу вызывает высокая пораженность гинекологическими заболеваниями девочек Еврейской АО (66276,54), Республики Алтай (40386,97), Республики Адыгея (36268,43), Волгоградской области (35337,85), Рязанской области (25997,35), Алтайского края (25489,37), Амурской области (22663,27), Республики Саха (21463,72), Брянской (21,456,92), Курганской (20874,23) и Псковской (20000,00) областей. Приведенные регионы располагаются в явно различных климатогеографических зонах, что не позволяет обосновать неблагополучие гинекологического здоровья детей только влиянием природных факторов. Создается, впечатление о зависимости величины показателей от уровня подготовки специалистов и от организованности службы охраны здоровья девочек в каждом отдельно взятом регионе.
Вместе с тем нельзя не учитывать значимость антропогенных и эпидемиологических факторов, образа жизни и условий проживания. Последние вызывают особую тревогу. Группу наибольшего риска составляют дети, чуждые навыкам здорового образа жизни, имеющие социально обусловленные вредные привычки, в первую очередь, пристрастие к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Статистические данные МЗ РФ от 2001 года свидетельствуют, что алкоголь пробовали 70% подростков, а синдром зависимости от алкоголизма в разных стадиях заболевания имеют 499 девочек до 18 лет. Уровень наркомании среди подростков за 10 лет возрос в 13 раз.
Рекомендуем к прочтению:
Источники формирования бюджета органов социальной защиты населения
Основным источником финансирования территориальных центров социального обслуживания являются средства местных бюджетов, в разных регионах на их долю в последние годы приходилось от 75 до 97 % общего объема финансирования. Другой источник ...
Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...
Возникновение теоретической социологии. Наследие О. Конта
Изучение истории науки помогает расширить и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии 4 века до н ...
|