В литературе, как отечественной, так и зарубежной - чаще всего рассматривается вопрос о функциях социологии как науки. В них авторы видят отражение общественной потребности в том или ином направлении деятельности социологии, ее связи с практикой. Гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологии, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.
Из предшествующих рассуждений можно заключить, что труд социологов имеет преимущественно теоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, поскольку связан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социолог Джон Машоунис дал “фундаментальное” определение социологии “как систематического изучения общества и социальной активности человеческого бытия”.
В значительной мере труд социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного, даже странного в обыденном, знакомом, повседневном (3).
Основная задача социолога - познание социальных процессов с помощью общетеоретических и специфических для социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в нужном обществу и конкретным социальным группам направлении.
Поэтому труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе должен быть связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Если не будет такой связи, невозможным окажется определение эффективности этого труда. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.
Более глубоко труд социолога, его характер и содержание опишем через функции, которые чисто условно можно разделить на теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В основе такого деления - различные формы социологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп функций.
Теоретико-познавательная функция.
Как и любой интеллектуальный, труд социолога “начинается” с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги “Начало пути: поколение со средним образованием”. Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: ”Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием”. Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды”. Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация, когда литератypы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом” стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.
Знакомство с ними - “стартовая площадка” для главного в познавательной деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств изучения проблемы.
В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферы экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательной функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.
Рекомендуем к прочтению:
Семья и социальный класс
Неравенство в паре может инициироваться несколькими факторами и включать в себя:
1) материальное неравенство;
2) возрастное неравенство (когда женщина на 10-12 лет старше партнера);
3) карьерное неравенство;
4) неравенство социального ...
Тенденции
развития социальной инфраструктуры
В современных условиях социальная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. ...
Краткий анализ наркотической зависимости и социальная деятельность в данной
сфере. Определение и характеристика наркотического
синдрома
Наркомания — это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости от наркотиков, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психическому истощению. Состояние наркотического о ...
|