Проблема социальной
инфраструктуры весьма важна и уникальна для социологии жизни. Никакое
общественное сознание, никакая деятельность человека, социальных групп,
общностей, классов не могут развиваться и существовать без условий,
обеспечивающих их функционирование.
Согласно марксистскому
подходу, в качестве важнейших компонентов человеческой истории выступают
действительные индивиды, «их деятельность и материальные условия их жизни
(курсив мой. – Ж. Т.), как те, которые они находят уже готовыми, так и те,
которые созданы их собственной деятельностью». Одним из моментов конкретизации
этих материальных условий жизни индивидов является анализ условий процесса их
трудовой деятельности. Исследуя непосредственно сферу производства, К.Маркс
поясняет: «Кроме тех вещей, посредством которых труд воздействует на предмет
труда и которые поэтому так или иначе служат проводниками его деятельности, в
более широком смысле к средствам процесса труда относятся все материальные
условия, необходимые вообще для того, чтобы процесс мог совершаться. Прямо они
не входят в него, но без них он или совсем невозможен, или может происходить
лишь в несовершенном виде... (курсив мой. – Ж.Т.). Примером этого же рода
средств труда... могут служить рабочие здания, каналы, дороги и т.д.».
Все материальные условия
жизни можно представить в виде совокупности различных элементов, относящихся к
материальным производительным силам и так или иначе оказывающих влияние на
развитие и функционирование производства. Это, прежде всего условия, созданные
самой окружающей природой и постоянно воздействующие на характер трудовой и
других форм жизнедеятельности человека. Мы называем их внешними (естественными
или природными, по Марксу) материальными условиями. Но одновременно существуют
материально-вещественные элементы, которые созданы человеком и входят в
качестве важнейшего компонента в так называемую «вторую природу». Они образуют
общие условия, обеспечивающие рациональную организацию всей трудовой и
повседневной жизни людей, органически связывая различные сферы общественного
производства, а также многообразные подразделения внутри каждой из них. Именно
эти элементы и образуют то, что называют понятием инфраструктура.
В историческом развитии
общества роль и значение указанных элементов производительных сил постепенно
возрастали. Пока круг человеческих потребностей и интересов был чрезвычайно
узок и соответственно производство предметов, удовлетворяющих эти ограниченные
потребности, покоилось на труде изолированных производителей, общество могло
обходиться в основном естественными внешними условиями. Однако по мере
усложнения человеческих и появления новых производственных потребностей
общество вынуждено было значительно расширить границы и возможности сферы
материального производства и включить в сферу своего воздействия уже и условия,
которые обеспечивают жизнь человечества, его обществ и сообществ, а также
каждого человека.
Исходя из этого, в главе
рассматриваются только те аспекты инфраструктуры, которые касаются социальной
жизни, ее основных проблем и которые направлены на удовлетворенность условиями
этой жизнедеятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Общение с социальным окружением клиента
Такого рода контакты устанавливаются социальным работником по мере необходимости с согласия клиента, поэтому инициатива в установлении контактов должна исходить от последнего.
Для максимально успешной совместной деятельности социальный р ...
Профессиональная мобильность
Способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальной мобильно ...
Смолл и Социология интересов
Албион Вудбери Смолл (1854-1926) прославился не столько как теоретик или исследователь, сколько как организатор социологической науки. И в этой области его вклад невозможно переоценить. Достаточно сказать, что А. Смолл был основателем и р ...
|