В условиях социально-экономических, политических процессов, происходящих
в России, обострились социальные проблемы населения: усилилась социальная и
имущественная дифференциация, увеличилось число безработных и маргинальных
групп. Следствие этих процессов – рост социальной напряженности в целом по
стране и по отдельным её регионам. Потребность общества в решении актуальных
проблем населения вызвала необходимость подготовки высоко квалифицированных
кадров для социальной сферы – специалистов по социальной работе.
Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности
впервые в России, была законодательно закреплена 1991 году, когда Единый
тарифно-квалификационный справочник должностей и профессий был дополнен новой
профессией – «социальный работник». Понятие «социальный работник» вошло в
обиход в конце XIX – начале XX века. Сначала под ними понимались
люди, занимающиеся меценатством и благотворительностью, осуществляющие
социальное призрение больных и нищих. В современном понимании «социальный
работник» - это профессионал, осуществляющий свою деятельность в соответствии с
нормами и требованиями профессии.
Научные исследования и изыскания в рамках темы становления и развития
профессионализма работников социальной сферы проводились рядом отечественных
авторов: А.Л.Асмолов, С.А.Беличева, Б.Н.Боденко, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульф,
С.И.Григорьев, Л.Д.Гуслякова, Н.С.Данекин, Т.Е.Дементьева, И.А.Зимняя,
И.И.Лавренко, А.В.Мудрик, П.Д.Павленок, А.М.Панов, В.А.Сластенин, Л.В.Топчий,
Г.Н.Филонов, Е.И.Холостова, Б.Ю.Шапиро, Н.Б.Шмелева, В.Н.Ярская и другие.
Наряду с этим проблема подготовки специалиста по социальной работе в
контексте его профессионально-личностного становления и развития до настоящего
времени не является достаточно разработанной.
Среди зарубежных авторов, внесших свой вклад в исследование проблемы
профессионализма работников социальной сферы, следует назвать такие имена, как
Ш.Рамон, М.Доэл, С.Шардлоу, Ф.Парслоу и другие.
Освящая проблему
профессионализма работников социальной сферы в рамках настоящей темы, было бы
справедливо обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим
более точно уяснить существо проблемного вопроса. Рассмотрим некоторые из них.
Понятие социальной сферы содержится в словаре-справочнике по социальной
работе под редакцией В.И. Филоненко: «социальная сфера» – это «относительно
самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются общественные
интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное
воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых
предоставлением социальных благ и услуг» [26, с. 261].
Понятие «профессионализм», на сегодняшний день, отсутствует в словарях и
энциклопедиях. Вместе с тем, данное понятие является ключевым в определении
сути социальной работы как вида профессиональной деятельности
Ряд авторов дает свои
определения понятию профессионализма. Одни его определяют как яркое развитие
способностей, глубокие и широкие знания, нестандартное владение умениями,
необходимыми для той области, в которой этот профессионализм проявляется,
другие, как своеобразную норму регуляции поведения и деятельности,
накладывающую на субъекта деятельности определенные обязательства. В этой связи
интересно будет обратиться к пониманию профессионализма в социологии. Он
трактуется «как высший уровень психофизических, психических и личностных
изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных
обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень
решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [31, с.49].
Становление личности
профессионала здесь идет по трем направлениям:
1) изменение всей системы деятельности – формирование
профессионального мастерства;
2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во
внешнем облике, так и в формировании новообразований профессионального
сознания;
3) изменение соответствующих компонентов установки
субъекта по отношению к объекту деятельности (уровень информированности об
объекте, осознание его значимости).
Обобщая
вышесказанное, профессионализм выражается, прежде всего, во владении знаниями,
навыками и умениями, необходимыми в деятельности специалиста по социальной
работе, в способности грамотно применять их на практике, учитывая особенности
сложившейся социальной ситуации, в способности предвидеть результаты своих
действий и адекватно оценивать их. Качественным показателем успешности
выполнения своих профессиональных функций социальным работником будет выступать
стабильность, результативность его деятельности.
Рекомендуем к прочтению:
Способы самозащиты от наркомании
Перечислим способы самозащиты подростков, а также юношей и взрослых людей от наркомании.
1) каждый человек должен иметь представление о сущности наркомании, способах вовлечения в нее, о ее признаках. Обеспечить усвоение таких знаний подр ...
Социологическая демография (социальная демография)
– научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов. От собственно демографии социальная демография отличается главным образом аспектом исследований: первая ...
Учебные заведения
В Латвии существует не так много высших учебных заведений, которые предлагают студентам освоить профессию социального работника, реабилитолога, организатора социальной помощи. о тем не менее, такие имеются :
• Sociālā darba un ...
|