Социальная работа как деятельность по гармонизации человеческих отношений, по оказанию различных видов помощи различным категориям населения неразрывно связана с общением как процессом передачи информации, восприятием и пониманием людей друг другом.
Общение в сфере социальной работы может быть представлено в 3 видах: деловом (общение в официально-деловой сфере), интимно-личностном (основывается на установление доверительных дружеских отношений между клиентом и специалистом по социальной работе, социальным психологом или психотерапевтом), консультативным общение (с целью решения каких-либо проблем клиента - материальных, социальных, правовых, психологических).
Общение может осуществляться с помощью вербальных и невербальных средств, и социальный работник должен хорошо знать оба эти средства и уметь применять и понимать их на практике для того, чтобы расположить к себе клиента, понять его состояние (по голосу, интонации, позе, жестам и мимике), а значит точно выбрать наиболее эффективный способ решения его проблемы.
Социальный работник часто является для своих клиентов (одиноких или престарелых людей) единственным человеком, с которым можно поговорить. Иногда только специалист по социальной работе или социальный психолог готов и способен разрешить проблему клиента. Социальный работник призван помогать людям, а значит, он должен устанавливать, уметь общаться.
Умение слушать и слышать - является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетенции не только социального работника - консультанта, но и специалиста по социальной работе во всех других областях.
Деятельность социального работника заключается в постоянном контакте с людьми, то есть в непосредственном общении с ними. Все задачи, стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. Создание доброжелательной обстановки и выбор правильного способа поведения и общения позволит социальному работнику понравиться людям и склонить их к своей точке зрения. От этого и зависит эффективность деятельности социального работника.
Коммуникативные умения специалиста по социальной работе оказывают непосредственное влияние на его личность. Однако, помимо каждодневной практики, они требуют постоянного контроля и тренировки с использованием самых современных методик развития и оценки коммуникативных умений.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: изложенный в работе материал и практическое исследование показали, что развитие коммуникативных умений напрямую связано с постоянной работой над собой как самого социального работника, так и работой по методикам совместно со специалистами, проводящими его профессиональную подготовку. Вполне логично считать, что серьёзный смысл развитие коммуникативных умений приобретает в контексте постоянного контроля над результатами прилагаемых усилий, самотестирования. Поэтому необходимо применение технологий тестирования социальных работников на всех этапах их подготовки.
Рекомендуем к прочтению:
Наблюдение
В применении Шкалы тактики есть один недостаток, проистекающий из возможного нежелания респондента отвечать на вопросы. Кроме того, список «нарушений» может оказаться неполным. Поэтому наиболее распространенным и довольно простым является ...
Деятельность Республиканской службы реабилитации участников локальных
вооруженных конфликтов и боевых действий
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан № УП-70 от 4 февраля 1997 года «О социальной защите военнослужащих, участвовавших в вооружённом конфликте в Чеченской Республике» и решением Государственного комитета Республики Б ...
Типология общественных организаций
При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими о ...
|