Веды — древнейшие литературные памятники Индии, которые почитаются последователями индуизма как «священные» книги. Хотя Веды стали известны в Европе только в первой половине XI — X вв., начало их сбора относится к середине 2 тысячелетия до н.э. Затем в течение десяти веков они продолжали пополняться и видоизменяться. Веды представляют собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга. Некоторые древние мифы в дальнейшем были развиты в индийском героическом эпосе — в знаменитых сборниках Махабхарата и Рамаяна.
Авеста — сборник священных книг древнеиранской религии, которая господствовала на Ближнем и Среднем Востоке до арабского завоевания (VII — VIII вв. н.э.). Основное содержание Авесты — учение о непримиримой борьбе доброго божества, светлого начала, добра и злого божества, темного начала, зла. Оба великих божества — равноправные творцы мира. Первый создал все хорошее, разумное и полезное, второй — все дурное и вредное. Это относится и к области этики — правда, добро противостоит лжи, злу, подлости. Между той и другой сторонами идет вечная борьба, в которой принимают участие и люди; жизнь и смерть, небо и ад — важнейшие элементы этой борьбы для людей.
Основное в учении Авесты — это положение о том, что бог не может отвечать за творящееся в мире зло, так как оно порождено другой, независимой от доброго бога силой. Зло и страдание возможно преодолеть только в будущем.
Таковы наиболее важные и известные священные книги разных религий. Зачастую они создавались безвестными авторами на протяжении веков асинхронно, в близких и отдаленных странах, в различных исторических условиях. Наряду с религиозными положениями, предписаниями, они содержат материалы о жизни и быте народов, культуре, знания о мире, которые ныне имеют не только историческую, но и социологическую ценность. Наличие некоторых совпадений в священных книгах свидетельствует о возможных контактах народов разных стран древнего мира, о том, что у этих народов были в то время относительно сходные условия жизни.
Эти книги по своей сути представляют собой один из важных социологических источников, т.е. являются документом, который можно подвергнуть научному анализу. Социологи, как и другие представители обществоведения, считают, что одно из важнейших предназначений религии — придание смысла человеческой жизни, веры в предназначение человека во Вселенной. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить те несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни. Считается, что верующих на земле около 2,5 млрд., при общей численности населения около 6 млрд. человек.
Социологи разработали несколько способов классификации религий. М. Вебер классифицировал религии в зависимости от их подхода к спасению души, какое поведение может принести после смерти вечное блаженство, а какое поведение обрекает на ад или забвение. В восточных религиях спасение души — в пассивном созерцании, духовном просветлении (медитация, йога). В некоторых направлениях христианства главное — в аскетизме, самопожертвовании и самодисциплине.
Каковы же конкретные формы религиозной организации? Насчитывается несколько основных типов религиозных организаций: церковь, секта, деноминация (или вероучение) и культ. Церковь имеет довольно тесные связи с широкими слоями общества и действует внутри него. Секта, противопоставляя себя обществу, отвергает господствующие ценности. Члены секты часто не участвуют в общественной жизни. Существует и третья форма религиозной организации — деноминация, которая представляет собой некое промежуточное звено между церковью и сектой. Так, к протестантским деноминациям относятся баптисты, пресвитериане, члены епископальной церкви, методисты, конгрегационалисты и многие другие. Четвертая форма религиозной организации — культ. Это крайняя форма секты. Как правило, он отрывается от господствующей церкви в результате разногласий по поводу специфических религиозных ритуалов, но сторонники культа придерживаются крайних воззрений и призывают к радикальным изменениям личности и общества.
Э. Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) подробно проанализировал социальные функции религии. Религия, по его мнению, возникает из нашей способности любить и заботиться о других, из осознания не избежности смерти. Ритуалы утешают живых, уменьшают их страх перед смертью. Как уже сказано, религия помогает пережить несправедливости, с которыми человек сталкивается в жизни (бедность, болезни, неравенство). Дюркгейм считал, что людям легче верить в религию, связанную с особым божеством и особыми ритуалами, чем признать власть «общества» над их жизнью. Люди, по его мнению, говорят на языке, придуманном не ими, пользуются инструментами, которые изобрели не они, поскольку эти блага цивилизации они получают от общества. Так как каждое следующее поколение получает эти блага в готовом виде, а не создает их заново, человеку невольно кажется, что существует некая высшая сила, и ей, а не обществу, приписывается божественность. Эта сила милостива и оказывает человеку покровительство, защищает его и гарантирует счастливую судьбу. И конечно, он стремится возвеличить эти силы.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов и выводы
Рассмотрим результаты нашего исследования.
Таблица 1
Основные проблемы, решение которых вызывают затруднения и учащихся, состоящих на внутришкольном контроле
Ответы специалистов
Ранговый ряд
Ответы
учащихся
Ранговый ряд ...
Модель действий социального работника в индивидуальной работе
Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индиви ...
Приложения
Приложение 1.
ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Годы
Все население, млн.человек
1897
в границах Российской империи
128,2
в современных границах
67,5
1914
в границах Российской империи
165,7
в совреме ...
|