Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства
Страница 3
Материалы и статьи » Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) » Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства

В индивидуальном и групповом воздействии возможно использование методов творческой деятельности – музицирования, рисования, пластического самовыражения (танец) и др.

5. Социально-культурная анимация. Эта деятельность предполагает включение личности в процесс активного творчества, которое становится источником новых эмоциональных состояний и социальных взаимодействий, на основе которого формируется определенный тип целесообразной активности.

Можно выделить несколько вариантов программ социально-культурной анимации, которые основываются на модели «оживления» социальных связей личности:

– программы интенсивной специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью (например, арттерапия, тренинг спонтанного творческого самовыражения);

– поощрение участия во всех видах такой специфической активности (например, театральная активизация зрителей, заставляющая их стать участником);

– создание стабильных анимационных групп, осуществляющих включение молодых людей в постоянные виды социально-культурной деятельности, социального участия и волонтерство и т.д., что позволяет развивать жизненную позицию участников, создавать предпосылки для личностного роста.

Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддитивного и других форм отклоняющегося поведения, которые имеют повышенный риск получения ВИЧ-инфекции. В отличие от иных подходов, социально-культурная анимация рассматривает произведения искусства как источник глубокого переживания, диалогического взаимодействия. Здесь применимы все виды искусства, особенно пространственно-временные (театр и ролевое взаимодействие, т.н. театральная анимация). Приоритет отдается творчеству, в самых разных его проявлениях: от художественного – до социального творчества[45; С. 35-55].

Уровень применения этих средств может варьироваться в каждом из подходов, но общая закономерность такова, что эффективность профилактической работы возрастает прямо пропорционально росту интеграции задач, реализуемых в данных программах. В этой связи в современной российской теории социально-культурной деятельности признается приоритет социально-культурной анимации как интегративного и целостного вида культурной практики, которая позволяет комплексно использовать когнитивный, эмоционально-аффективный и художественно-творческий потенциал искусства.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Социальная укрепленность экономического действия; труд и социализация, распределение и справедливость, обмен и самоутверждение, потребление и соучастие, доход и статус и т.д.
Труд и социализация. С технико-экономической точки зрения труд выступает как целесообразная деятельность человека, приспосабливающая вещество природы к его потребностям. Экономическая, сторона труда раскрывается в использовании рабочей си ...

Метод средних величин в изучении общественных явлений.
Виды средних величин и их значение в социально-экономических исследованиях. Средняя величина - обобщающая характеристика изучаемого признака в исследуемой совокупности. Она отражает в конкретных условиях места и времени. Возможностью пе ...

Ответственность и долг социального работника перед профессией
Социальная работа – одна из тех редких профессий, которые призваны влиять на общественную нравственность через непосредственные контакты с населением – своими клиентами и их окружением в процессе работы – и опосредованно с помощью пропага ...