Этика социальной работы базируется на ее деонтологической парадигме как комплексе норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы.
Деонтология социальной работы характеризует тот факт, что этика социальной работы из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, в которой фиксируется ее должное в определенных максимах и правилах (профессиональный долг, его содержание, объективный и субъективный долг, моральный долг, деонтологические принципы, конкретные профессиональные отношения и другое).
Должное в этике социальной работы и социального работника проявляется в системе конкретных профессиональных отношений (как ответственность и долг социального работника перед обществом и государством, перед профессией, перед коллегами, перед клиентом и его близкими, перед самим собой), в этикете социального работника, в типичных ситуациях его профессиональной деятельности, в личностно-нравственных качествах социального работника.
Деонтология (от греч. deon, род. п. deontos – "должное" и logos – "наука") – раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Понятие введено английским философом Н. Бентамом (1834) для обозначения теории нравственности в целом [11, 376].
"Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждений социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной работы" [9, 136].
Понятие деонтология социальной работы акцентирует тот факт, что этика социальной работы, как и этика в целом, из морали добродетельного поведения превратилась в мораль нормы социальной работы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах.
Должное отражается в профессиональном долге специалиста. Профессиональный долг – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и сам социальный работник предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему профессией.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникает в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно и профессиональный долг социального работника приобретает статус объективного долга. Когда социальный работник признает объективный характер своих профессиональных обязанностей (объективный долг) и добровольно возлагает их на себя, то в последнем случае мы имеем дело с понятием субъективного долга.
Происходит это тогда, когда объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним (субъективным) нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. В этом случае говорят о моральном долге как глубоко осознанной необходимости определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе "человек – среда".
Для профессионального социального работника моральный долг является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире и относиться к ним ответственнее, чем того требует профессиональный долг.
Деонтология социальной работы базируется на определенных принципах:
– личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;
– компетентности специалиста;
– рационального подхода к решению поставленных задач;
– соответствия полномочий и ответственности;
– правовой регламентации деятельности;
– подотчетности;
– инициативы и творческого подхода;
Рекомендуем к прочтению:
Государственное регулирование социального развития в условиях мирового
финансового кризиса
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту бе ...
Принципы социологии и специфика социологии культуры
Жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры — с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии кул ...
Воспитание в семьях, где родители являются педагогами
Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций, лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощуща ...
|