Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Социология национальных отношений » Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является со­ставной частью биоорганического мира пла­неты, возникает в определенных географических и климатических ус­ловиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к при­родно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы – порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарож­дения других, которые, по его мнению, тради­ционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы яв­ляется присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энер­гичных, даровитых и талантли­вых людей и субпассионариев, облада­ющих противоположными свойствами. Из этой катего­рии людей форми­руются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «бе­зответст­венность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев – это результат генетических мутаций в попу­ляции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, соз­даваемой благодаря жизнедеятельности энергич­ных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ве­дет к вырождению и гибели этни­ческой группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовав­шейся «мусульманскими народами», он был на­столько иным, что пере­ход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традици­онную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факто­рам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что об­ществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и при­родных факторов в становлении человеческой культуры и общест­ва. Однако подобная позиция недостаточно ар­гументирована, не име­ет строгой эмпирической базы, так как генетический фак­тор оказы­вает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как на­пример, брачно-семейные отношения, особенности роле­вого поведения мужчин и женщин, групповое поведе­ние подростков и т.п.


Рекомендуем к прочтению:

Социологизм: Эмиль Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Наиболе ...

Институционализм
Институционализм в социологии образования имеет те же истоки, что и структурный функционализм Он развился в конце XIX и начале XX века и тяготел к органицизму, эволюционизму и социальной антрапологии, нося в большей степени теоретический, ...

Влияние насилия в компьютерных играх на подрастающего поколения
Насилие в компьютерных играх – насущная для общественности (а особенно для игровой) проблема. Однозначного мнения по этому вопросу нет до сих пор. Можно ли считать его положительным фактором или требуется считать отрицательным? Как виртуа ...