Типы этносов - племя, народность, нация.
Страница 1
Социология национальных отношений » Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, пре­жде всего в том, что в отличие от этногра­фии, имеющей ярко выраженный исторический и описа­тельный харак­тер, в социологии этнические общности рассматриваются как элемен­ты социаль­ной структуры общества, в тесной связи с другими соци­альными группами – классами, стратами, территориальными общностя­ми и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этнич­ность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным пока­зателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этни­чес­кие группы и отношения анализируются в рамках принятой в социоло­гии концептуаль­ной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней – культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках сис­темно-структурных представлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социаль­ными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом при­стального изучения этнографов. В социологии эт­нографический материал используется уче­ными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относи­лись к области так называемых «социальных про­блеем», имеющих сугу­бо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За по­следние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин – экономических, политических, социокуль­турных, психологических, демографических и др. во­просы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели та­кую ак­туаль­ность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследова­ний. Волна национально-этнических конфликтов, прока­тившихся по миру в последние деся­тилетия, побу­дила социологов, как впрочем, и представите­лей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических от­ношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс об­разования национальных государств в веду­щих странах мира был завершен. Обострение на­ционально-этнических про­цессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как состав­ное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народ­ность и нацию, различаю­щихся между собой по уровню развития куль­туры, экономики, знаний и др.

Племя

– это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кров­нородственными связями между людьми. Племя формируется на ос­нове нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего раз­говорного диалекта, зачатки политической власти (совет старей­шин, вожди и др.), общая тер­ритория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой ис­торической сту­пени являлись охота и собирательство.

Народность

отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономи­ческого уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сфор­мировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, рели­гиозным сознанием, инсти­тутами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально за­креплен­ных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Россий­ской Феде­рации.

Процесс создания нации

, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее зани­маемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого эт­нического самосознания. Обо­собившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капитали­стической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского кон­тинента - Франции, Германии, Ис­пании и др В России подобный процесс образования на­ций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного за­вершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой наци­ональный вопрос стал решаться с пози­ций марксистско-ленинской иде­ологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Некоторые новейшие теории
Теории взаимодействия обрели в социологии образования особую популярность в период после Второй Мировой войны. Они нацелены на социально-психологические аспекты образования и взаимодействия между группами учащихся, преподавателей, админис ...

Контркультура в современном обществе
Цель статьи – рассмотрение контркультуры не только как исторического, но и универсального феномена, ее осмысление в русле исторической динамики цивилизационного процесса. Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т. ...

Лидерство в коллективе
Само по себе лидерство – это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующим роли лидера. Т. е. его индивидуальные качества должны быть выдающимеся по сравнению с качествами других. Он должен обладать ...