Занятия, связанные с аудиовизуальными средствами, в постсоветский период занимают все больше свободного времени молодежи, представителей деловых и состоятельных кругов крупных городов. Особенно стремительно расширяется новый досуг связанный с компьютером.
Согласно исследованиям И. А. Бутенко, за последние 10 лет к компьютерным играм стали обращаться 10% представителей богатых слоев и 1,6% бедных[4].
В. Д. Патрушев свидетельствует, что в настоящее время в среднем 31,4% горожан обращаются к занятиям с компьютером в свободное время[5].
По другим данным, только среди российских предпринимателей обращается к компьютеру с досуговыми целями не менее 40%.[6]
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
• он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
• индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;
• экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
• широкие возможности компьютерного моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;
• сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.
Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.
Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек пере стает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
По оценкам специалистов, число фанатов компьютерных игр, которые жить не могут без этого занятия, пока не превышает 10— 12% общего числа российских пользователей. Некоторые физические издержки для организма (особенно молодого) при этом очевидны: нагрузка на глаза, головная боль, приступы морской болезни даже после непродолжительного времени, проведенного за игрой. Но следует учитывать и психические, подчас скрытые симптомы организма, уставшего от игр: раздражительность, неспособность сосредоточиться, трудности в общении с окружающими.
В газетах появилось сообщение о смерти 12-летнего екатеринбургского школьника в результате того, что в каникулы он проводил в компьютерном клубе по 10—12 часов в день, возвращаясь в реальный мир только для сна и еды. Такая нагрузка вызвала сильный эмоциональный стресс в неокрепшем организме, и у школьника нарушилось кровоснабжение мозга, возник инсульт.
Рекомендуем к прочтению:
Чистая (формальная) демография
–
рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием. ...
Инстинктивизм
Психологический эволюционизм Уорда и Гиддингса не оставил заметного вклада в истории социологической мысли. Гораздо более влиятельным оказалось такое направление, как инстинктивизм. Проблема «социальных инстинктов» возникла в 19 веке не с ...
В чем состоит поисковое прогнозирование
Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему: прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.
Существуют два вида поискового прог ...
|