Этническая стратификация.
Страница 1
Социология национальных отношений » Этническая стратификация.

В состав прежнего СССР входили 35 национальных государствен­ных систем (15 союз­ных и 20 автономных республик) и 18 националь­но-государственных образований (8 автоном­ных областей и 10 авто­номных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их корен­ная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся од­ним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе слож­ность этнического состава народонаселения СССР говорит о гро­мадной научной и политиче­ской значимости изучения национально-эт­нических отношений, резкое обострение которых на­блюдается в пос­ледние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных госу­дарств на территориях бывших республик.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этничес­кое неравенство раз­личных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общно­стей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вы­рождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратифика­ция теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, пре­стижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить эт­нический статус из отдельных измерений статуса, например, эко­номического или политиче­ского, так поступали некоторые представи­тели марксистской концепции и сторонники тради­ционного социологи­ческого подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в ка­кой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения при­знаком статуса, который раз и нав­сегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этни­ческое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндуст­риального общества с присущими ему кастовыми или сословными барь­ерами. В современном промышленно разви­том, демократическом об­ществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратифи­кации – экономических, куль­турных, политических и др. – она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Бо­гардусом шкала социальной дистанции, помо­гающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в обще­ст­венном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по от­ношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд воп­росов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отноше­нии к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследова­телями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:

1. возможность установления родства посредством брака

2. членство в одном клубе на правах близкого друга

3. соседство на одной улице

4. общая занятость в «моей» профессии

5. об­щее гражданство в «моей» стране

6. присутствие в «моей» стране только в качестве посетителей

7. нежелательное присутствие в «моей» стране.

Результаты опроса показали, что американцы оценивают англи­чан выше, чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатий снискали корейцы: почти половина опро­шенных допустили их присутствие в стране только в качестве посетителей, а боль­шинство высказываются против установления с ними доверитель­ных отношений.

В последующих исследованиях, число этнических групп было значительно увеличено - до 40 этни­ческих групп, но традиционно первые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонской этнической группы, послед­нее место отводилось африканцам и корейцам.

Какова реальная значимость подобных исследований? Достаточно очевидно, что они не отражают объективного социального статуса тех этнических групп, в отношении которых про­водятся опросы. Ре­зультаты этих исследований фиксируют национальные стереотипы, в пер­вую очередь, имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки и предубеждения.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Типология общественных организаций
При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими о ...

Музыкальная социология в работах Т. Адорно
Теоретическую концепцию Т. Адорно, именно как концепцию, невозможно представить без социологических работ М.Вебера. Т. Адорно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-филос ...

На что направлены процессы общественных преобразований в нашей стране
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция ...