В состав прежнего СССР входили 35 национальных государственных систем (15 союзных и 20 автономных республик) и 18 национально-государственных образований (8 автономных областей и 10 автономных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их коренная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся одним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе сложность этнического состава народонаселения СССР говорит о громадной научной и политической значимости изучения национально-этнических отношений, резкое обострение которых наблюдается в последние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных государств на территориях бывших республик.
Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общностей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вырождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратификация теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, престижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить этнический статус из отдельных измерений статуса, например, экономического или политического, так поступали некоторые представители марксистской концепции и сторонники традиционного социологического подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в какой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения признаком статуса, который раз и навсегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этническое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндустриального общества с присущими ему кастовыми или сословными барьерами. В современном промышленно развитом, демократическом обществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратификации – экономических, культурных, политических и др. – она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.
Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Богардусом шкала социальной дистанции, помогающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в общественном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по отношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отношении к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследователями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:
1. возможность установления родства посредством брака
2. членство в одном клубе на правах близкого друга
3. соседство на одной улице
4. общая занятость в «моей» профессии
5. общее гражданство в «моей» стране
6. присутствие в «моей» стране только в качестве посетителей
7. нежелательное присутствие в «моей» стране.
Результаты опроса показали, что американцы оценивают англичан выше, чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатий снискали корейцы: почти половина опрошенных допустили их присутствие в стране только в качестве посетителей, а большинство высказываются против установления с ними доверительных отношений.
В последующих исследованиях, число этнических групп было значительно увеличено - до 40 этнических групп, но традиционно первые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонской этнической группы, последнее место отводилось африканцам и корейцам.
Какова реальная значимость подобных исследований? Достаточно очевидно, что они не отражают объективного социального статуса тех этнических групп, в отношении которых проводятся опросы. Результаты этих исследований фиксируют национальные стереотипы, в первую очередь, имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки и предубеждения.
Рекомендуем к прочтению:
Типология общественных организаций
При определении типологии общественных организаций нужно учесть то, что понятие „общественные организации” вообще очень часто связывает с тем, что определяется в политологии как „третий сектор”, т.е. негосударственными и некоммерческими о ...
Музыкальная социология в работах Т. Адорно
Теоретическую концепцию Т. Адорно, именно как концепцию, невозможно представить без социологических работ М.Вебера. Т. Адорно занимался философско-эстетическими проблемами современной музыки и занимался ими как крупнейший специалист-филос ...
На что направлены процессы общественных
преобразований в нашей стране
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция ...
|