Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций, лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощущают: недостаточность психолого-педагогических знаний, панорамы генезиса возрастного развития, отсутствие арсенала педагогических умений, способных помочь ребенку в его взрослении.
Можно предположить, что те, для кого процесс воспитания является профессиональной областью, те, кто на протяжении ряда лет целенаправленно изучал психолого-педагогические дисциплины, в собственной родительской практике должны испытывать меньше проблем.
Так ли это?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, было проведено сравнительное анкетирование двух групп родителей. Первую группу составили педагоги дошкольных учреждений (196 человек), вторую - родители детей, посещающих детские сады, т.е. представители разных профессий (183 человека). Анкетирование предварялось рассмотрением классификации стилей семейного воспитания («диктат» - «опека» - «сотрудничество» - «невмешательство»). Определение - каждого стиля зачитывалось всем группам без изменений[8].
Сравнение результатов показало, что матери, профессионально «обремененные» педагогическими знаниями и умениями, чаще, чем другие опекают своих детей, более авторитарны по отношено к ним или предпочитают не вмешиваться в процесс социализации ребенка, сохраняя достаточно большую эмоциональную дистанцию с ним. Если допустить правильность такого предположения, то в чем его причины?
Может быть, в том, что знание не только «раздвигает горизонты», приводит к, осознаванию своей родительской позиции, чаще ставит в ситуацию выбора и принятия решения, развивает способность более точно прогнозировать и планировать свои действия и ожидаемые результаты, но и во .многом «усложняет» жизнь, открывая наряду с радостными перспективами многочисленные трудности, «отравляет» родительское счастье предвосхищением неизбежных возрастных кризисов и проблем, усугубляет чувство родительской вины («ведь знаю; что так делать нельзя, знаю, к чему это приведет, но не могу себя сдержать »)?
А может быть, такое преобладание опекающего стиля общения с ребенком вызвано естественно возникающим у любого, кто по призванию работает, с детьми, чувством восхищения перед этим удивительным созданием природы - ребенком, осознанным пониманием того непреходящего значения детства в жизни человека и, как следствие, подсознательным желанием, «удержать» своего ребенка подольше на этом возрастном этапе?
А может быть, это связано с усталостью, нежеланием заниматься тем же делом, что и на работе?
Может быть, педагоги более самокритичны и реалистичны, менее склонны выдавать желаемое за действительное?
Может быть, это характерное распределение не для педагогов вообще, а лишь для педагогов-дошкольников, для тех, кто работает с маленькими детьми, опекать которых более естественно, а усвоенные профессиональные установки и стереотипы они склонны переносить и на своих детей?
Может быть, педагоги вполне удовлетворены имеющимся стилем общения с собственными детьми, стремятся его сохранить, считают его идеальным?
Для того чтобы ответить на последний вопрос, можно обратиться к полученным данным.
Соотношение реального и идеального стилей семейного воспитания свидетельствует о наличии тенденции к преобладанию сотрудничества в воспитательном процессе, уменьшению опеки, сохранению реальных проявлений авторитаризма и невмешательства. Модель идеального распределения стилей воспитания у родителей-непедагогов имеет схожую картину.
Заметим, что родители, не имеющие педагогического образования, более близки к идеальной модели воспитания. Сопоставив соотношение реальной и идеальной моделей у двух групп родителей, можно предположить, что непедагоги ощущают себя более счастливыми родителями, так как разница между реальной и идеальной моделями невелика, тогда как у профессиональных воспитателей разрыв более ощутим. Данный факт можно рассматривать не только как причину внутреннего дискомфорта у родителей-педагогов, но и как точку их личностного и профессионального роста.
Интересно сравнить то, как педагоги-родители определяют свой стиль общения с ребенком, и то, как они определяют стиль общения с детьми у своих коллег. Анализируя полученные данные, становится очевидным, что:
Рекомендуем к прочтению:
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичност ...
Типология социальной политики: многообразие
подходов
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации:
- ценностные ориентации;
- степень своевременности принятия государственных ...
4.
а)
1
0
6,7%
0%
3,3%
б)
10
7
67%
46%
56,6%
в)
5
7
33%
46%
40%
5.
а)
5
0
33%
0%
16,6%
б)
10
1
67%
6,7%
36,6%
в)
4
0
26 ...
|