Перепись населения и её значение. История развития переписи населения в России. Развитие переписи населения во второй половине 13 в.
Материалы и статьи » Перепись населения в России, её задачи и история развития » Перепись населения и её значение. История развития переписи населения в России. Развитие переписи населения во второй половине 13 в.

На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольского нашествия. Учет в то время был похозяйственным: учитывались для обложения их данью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к 1245 г. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно, через 14 лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «с дыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписи не были всеобщими, т. к. они не включали часть населения, освобожденную от обложения. В России в XIV–XVI веках имели место земельно-хозяйственные описания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах. Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производиться обложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.

Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений о башнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Тем не менее, писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе их выявлялись только владельцы дворов. Данные поземельных описей могли служить лишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловые занятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодно государственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единиц обложения. Такой единицей стал двор.

Перепись 1710 г., произведенная при Петре, носила черты подворной переписи, но результаты ее, вскрыв катастрофическое сокращение податных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращения государственных податей. В переписи 1710 г. была сделана попытка записывать оба пола. Множество ошибок происходило из-за невежества и небрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенные дворы. С другой стороны, за не дачу взятки пустые дворы записывались как жилые, были случаи пропусков целых деревень или одно и то же село переписывалось дважды.

С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями». До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781, 1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Они давали очень неточные сведения о населении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных» из податных сословий – людей, числившихся в списках для уплаты подати налога. По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться с государством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских «сказок». В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого, в которой деревне душ мужеского пола…». Тяга императора к «сказкам» носила сугубо экономический характер – при пересмотре налоговой системы перешли к более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого была мужская душа. Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке – «ревизии».

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Стоимость переписи 1897 года составила около 7 млн. рублей, примерно 5,5 копеек на человека. Единицей наблюдения было хозяйство, на которое и составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов. Программа переписи включала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачное состояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие. Результаты этой переписи были проанализированы к середине 1905 года и опубликованы в двух томах.

Наряду с теми достоинствами, которые давала перепись, были и недостатки. Среди населения не было проведено почти никакой разъяснительной работы о значении, задачах и цели переписи. Поэтому неудивительно, что среди населения возникло множество всевозможных слухов, связанных с переписью: о введении новых податей, о принудительном переселении в Сибирь, о переделе земли, о поголовной рекрутчине.

Негативную роль сыграл религиозный фанатизм, особенно среди сектантов и старообрядцев. Наиболее фанатичные предпочитали решить себя и своих близких жизни, но не переписываться. На этой почве первая русская всеобщая перепись знает случаи коллективного самосожжения, закапывание целыми семьями живьем. Например, в селе Терновка возле города Тирасполя 25 старообрядцев, ожидая в связи с переписью «пришествия антихриста» живьем закопали себя в землю. В переписи населения много интересных фактов.


Рекомендуем к прочтению:

Этический кодекс социальной работы. Международная нормативная база этики социальной работы (международные документы)
Профессиональная этика социальной работы (как и этика в целом) базируется на основных международных документах. Тот, кто посвятил себя социальной работе (система "человек–человек"), должен знать основные международные документы, ...

Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже ста­ли алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Оче­видно, что использование уголовного наказания в отноше­нии гомосексуалистов, п ...

Объект исследования
Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, возраст от 17 до 20 лет. ...