В экономических произведениях Маркс стремился выявить внутренние пружины капиталистической системы. Проведя анализ, он убедился, что система была расколота противоречиями, обрекавшими ее на падение по технико-экономическим причинам; нормы прибыли будут понижаться, а система — подвергаться периодическим кризисам перепроизводства. Однако ее окончательное крушение вызовет гарантированный антагонизм, вытекающий из конфликта интересов между рабочим классом пролетариата и капиталистической буржуазией.
Маркс осознавал существование промежуточных классов в капиталистическом обществе, но общество все же поляризовалось лишь на два больших враждебных лагеря — буржуазию и пролетариат.Антагонизм следовал из объективных причин: буржуазия эксплуатировала пролетариат, платя ему меньше стоимости его труда, а из-за ее частной собственности на средства производства срывалась коллективная, социальная заинтересованность в рациональном развитии производительных сил, находившихся в распоряжении общества.
Следует выделить значение "человеческого сознания" в работах Маркса. Революции происходят не автоматически, и классы должны осознать свои интересы, прежде чем могли бы сыграть историческую роль в процессе продвижения общества вперед. По мнению Маркса, сознание отражало материальные условия существования, в которых находились классы, хотя правящие были в состоянии затруднять развитие сознания у зависимых. Класс, господствующий в экономике, преобладал и в других сферах жизни, таких как государство, политика, религия и т.д. Тем самым он был способен создавать идеологию, стимулируя лжесознание, заслонявшее подчиненному классу истинную природу социальных отношений, в которые он был вовлечен. Однако Маркс предсказал возможную победу пролетариата в революции, которая возвестит о новой эре человеческой свободы. [6, с.389]
Динамика общественных изменений, переход от одного типа общества к другому обусловлены, согласно Марксу, конфликтом между уровнем развития общественных производительных сил и существующими производственными отношениями, юридическим выражением которых выступают формы собственности. В отличии от О Конта, который отстаивал учение о стадиях прогресса человеческого ума, Маркс ведет речь о прогрессе экономического общественного формирования, ступенями которого выступают азиатский, античный, феодальный и современный буржуазный способы производства. Каждая из перечисленных Марксом "общественных формаций" характеризуется более высоким уровнем развития производительных сил, чем предыдущая, однако, достигнув определенной границы, исчерпывает возможности своего развития, ибо ее производственные отношения становятся кандалами дальнейшего развития производительных сил. Тогда наступает эпоха социальной революции — переворота в экономических основах общества и всей его политической и правовой надстройке. Волну политических революций, которая прокатилась на протяжении XVIII - XIX вв. по странам Западной Европы, Маркс понимал именно как свидетельство исчерпанности возможностей буржуазного способа производства и назревшей потребности перехода к новому, коммунистическому способу производства. Последний, по мнению Маркса, должен сохранить свойственный буржуазному обществу высокий уровень развития производительных сил и общественного разделения труда, однако производство, обмен и распределение будут осуществляться здесь в интересах всего общества. Переход к коммунистическому способу производства способен положить конец основному противоречию, свойственному буржуазному обществу, - противоречию между общественным характером производства и частной формой присвоения и распределения, между бесконтрольним обогащением капиталистов и прогрессирующим обнищанием основной массы тружеников.
Значительное внимание Маркс уделял также анализу форм общественного сознания — идеологии, религии, философии и др. Он стремился выявить в первую очередь те общественные потребности и интересы, которыми обусловлены появление и функционирование тех или других форм общественного сознания. Так, религию Маркс рассматривал как определенную идеологическую форму, благодаря которой осознают свою жизнь отверженные массы в классово-антагонистическом обществе. В целом же явления культуры, как он считал, не имеют собственной логики развития и есть более или менее опосредствованной формой отображения тех или других общественных потребностей и интересов.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
Проведя социологическое исследование, мы косвенно подтвердили рабочую гипотезу. То есть, мы установили, что ранние браки находят одобрение в молодежной среде, но со стороны взрослого населения отношение к ним негативное, что у большинства ...
Деонтология основных видов взаимодействия в социальной работе
Ответственность и долг социального работника перед обществом и государством
Современные цивилизованные государства, в том числе Украина, декларируют благо человека как свою главную цель и задачу. Одним из основных социальных институтов, ...
Ученический мониторинг
Ученический мониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количество которых определяется на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения.
Цели микроисследований должны быть направлены на мо ...
|