Социологические идеи К.Маркса
Страница 2

Усилия Маркса воодушевлялись верой в необходимость проек­тов не только для изучения общества, но и для его изменения. По­этому он не колебался в том, чтобы поставить социальную науку на службу целям социального освобождения. По существу, он считал,

- Теория опирается на следующее представление: экономика оказывает первичное влияние на фор­мирование и развитие социальных структур и на идеи, которые люди имеют о себе, а также о своем обществе. Прежде чем фило­софствовать, играть в политику, создавать произведения искусства и т.д., им необходимо произвести предметы первой необходимос­ти, вступив в социальные производственные отношения. Согласно Марксу, экономические отно­шения составляют основу общества, имеющую надстройку из не­экономических учреждений. Характер и возможности последних существенно определяются основой. Именно на оценке этого аргумента критики иногда считали Маркса эконо­мическим детерминистом. Правда, хотя иногда и неопределенно, Маркс и Энгельс настаивали на способности неэкономических институтов — государства, религии и т.д. — играть относительно автономную роль в социальном развитии. Но, в "конечном счете" именно производственные отношения оказывают решающее воз­действие, ибо становятся классовыми, представляющими собой основу как социальной структуры, так и социального изменения. Таким образом, класс — фундамент анализа. Как ни странно, Маркс никогда так и не дал ему четкого определения. Ясно, что это — эко­номическая категория; классы формируются группами людей, объе­диненных общими интересами, поскольку у них одинаковое отно­шение к средствам производства. Классы формируются только тог­да, когда производственная деятельность общества дает прибавоч­ный продукт выше потребностей пропитания его членов. Господ­ствующая группа способна вырвать силой собственность и конт­роль над средствами производства, превратившись в правящий класс или господствующий класс. Последний присваивает для собственно­го потребления прибавочный продукт, произведенный остальной частью общества, члены которого — подчиненный класс, вынуж­денный отдавать свой труд в распоряжение имущей группы. Маркс называет процесс извлечения прибавочного продукта эксплуата­цией — главной среди всех форм классового общества, хотя и при­нимающей различные виды.

Теория Маркса касается различных типов способов производства.

Маркс постулировал первобытное коммунистическое ("бесклассовое") общество, которое заменят классовые общества, построенные последовательно на рабстве, феодализме и капитализме. Движущей силой замены выступал клас­совый конфликт, порождаемый постоянным развитием производи­тельных сил. В каждом способе производства производственные от­ношения поддерживались господствующим классом, потому что были лучше приспособлены к производительным силам на их уров­не развития в пределах данного способа. В рамках любого способа, однако, производительные силы развивались путем проявления новых, вызывающих новые классовые формирования, классовый конфликт и революцию. Конфликт возникал потому, что производ­ственные отношения, поддерживаемые господствующим классом, имели тенденцию сдерживать достижения, побуждая возникающий класс свергнуть старую систему и заменить ее новой. Так, конкрет­но, феодальные производственные отношения (отношения лорд-крепостной) действовали как тормоз на капитализм, рождающий­ся в недрах феодального общества. Капиталисты должны были унич­тожить феодальные отношения и заменить их иной совокупностью отношений: они — господствующий класс, а неимущий пролетари­ат — подчиненный.

Производственные отношения проявляются также в обмене деятельностью между людьми, который реализуется на базе су­ществующего разделения труда и отношений собственности на средства производства. Наконец, производственные отношения — это отношения людей по поводу распределения созданного общественного продукта, его обмена и потребления, содержа­ние которых определяется в конечном счете отношениями соб­ственности на средства производства. [5, с.55]

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в г.п.Уречье. Общеобразовательные средние школы
Как уже отмечалось выше, население г.п. Уречье составляет 3989 человек, из них детей и подростков до 18 лет - 732. На территории г.п.Уречье находятся две средние школы. В двух школах 178 учеников старших классов (с 8 по 11 класс) (примерн ...

На что направлены процессы общественных преобразований в нашей стране
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция ...

Эмиль Дюркгейм о социальном значении воспитания. Жизнь и взгляды Эмиля Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социол ...