В социологии было предложено несколько типологий обществ.
1. Ф. Теннис предложил важное для социологии разграничение между обществом и общиной. По Теннису, в основе, как индивидуальных действий человека, так и его коллективной деятельности лежит воля (в этом проявилось влияние на Тенниса таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Соответственно, он различает два типа воли, организующих общину и общество.
Община (Гемейншафт) представляет собой традиционное общество, которое основано на семейных эмоционально окрашенных отношениях. В основе общины лежит естественная воля, проявляющаяся в нормах любви, взаимопонимания и сотрудничества.
Общество (Гезельшафт) – это промышленно-городское общество, в котором отношения приобретают более отчужденный, более механистический характер. Оно основано на рациональной воле, результатом которой являются безличные, искусственные отношения и нормы экономической выгоды, потребления и труда.
2. К. Маркс предложил известную типологию общественных формаций: первобытнообщинную, классовую, включающую рабовладельческий строй, феодализм и капитализм, а также коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.
3. Наиболее популярной в настоящий момент является, пожалуй, типология, выделяющая прединдустриальное (архаическое), индустриальное и постиндустриальное общество. Прединдустриальное общество характеризуется приматом сельского хозяйства, семьи и традиции; индустриальное – экономическим ростом, промышленностью и приспособлением к настоящему; постиндустриальное общество – главенством информации и ориентацией на будущее.
4. С точки зрения гражданства можно выделить следующие типы общества:
- негражданское общество. Существуют десятки народов, не создавших своей государственности. Без государства общество в целом обречено на примитивное существование.
- догражданское общество. Общество имеет государство, которое в той или иной мере и форме подавляет свободу граждан. Гражданство представляет собой большой шаг вперед по сравнению с безгосударственными обществами, однако, с точки зрения социологии нет оснований называть такое общество гражданским.
- гражданское общество. Свобода личности представляет собой основной показатель того, что общество является гражданским. Гражданское общество понимается как совокупность социальных отношений, которые не связаны с борьбой за власть в обществе и государственным управлением. Гражданское общество существовало еще до появления государства.
Гражданское общество имеет следующие признаки:
а) наличие частной собственности у большинства населения. К. Маркс писал: «…человек, не имеющий ничего, и есть ничто». Именно частная собственность приводит к возникновению среднего класса – лиц, живущих за счет своего собственного труда и материально не зависящих от государства.
б) наличие развитых неполитических организаций. Члены гражданского общества объединены в организации, защищающие те или иные интересы самих граждан или общества (например, профсоюзы, религиозные, молодежные, женские, экологические и иные организации). Такие организации не стремятся к получению государственной власти. Однако благодаря таким организациям государство не может присвоить себе права граждан и контроль за ними.
в) демократия низового уровня. Представительная демократия – это не более чем метафора. Непосредственная демократия начинается с трудового коллектива, многоквартирного дома, населенного пункта.
Общество обладает следующими признаками:
1. Каждое общество имеет имя, которое часто (но не всегда) становится названием государства.
2. Каждое общество имеет историю, которая хранится в его памяти. Эта история может существенно отличаться от того, что описывают историки.
3. Каждое общество имеет собственную культуру. Естественно, в настоящее время, когда наблюдается сильное взаимовлияние культур, под культурой следует понимать ядро родной культуры, благодаря которому отдельный индивид осознает свою причастность именно к данному, а не к иному обществу. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основе социальных связей.
4. Каждое общество является максимальной единицей социальной реальности, то есть не входит в качестве составной части в более крупное общество. Естественно, в настоящее время в связи с тенденциями глобализации стабильность общества с этой точки зрения становится все более и более условной, однако говорить о том, что этот признак недействителен, невозможно. Целостность общества обеспечивается тем, что оно существует на отдельной территории, нередко имеет самостоятельную государственность и т.д.
Рекомендуем к прочтению:
Каков предмет экономической социологии?
Выяснив своеобразие объекта экономической социологии, мы приобретаем возможность выявить ее предметную область, т.е. определить, в чем заключается ее предмет. Если объект экономической социологии находится вне сознания человека, его изуча ...
Социальный контроль как средство предупреждения и профилактики девиантного
поведения
Как быть в отношении тех девиантов, которые уже стали алкоголиками, наркоманами, заразились венерическими болезнями, страдают сексуальными расстройствами? Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, п ...
«Понимающая социология»: Макс Вебер
Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог и историк. Его можно смело назвать Леонардо да Винчи социологии. Его базисные теории сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мот ...
|