Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Многие исследователи считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства.
Но помимо биологических отличий между мужчинами и женщинами существует множество различий, которые обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе, то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов.
Для того чтобы более четко очертить различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих их поведение, был введен термин гендер. Введение термина гендер позволяет, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол. Гендер (от англ. gender, от лат. genus “род”) определяет понятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над физиологической реальностью.
Одним из убедительных доказательств социального конструирования гендера послужили исследования ученых, которые наблюдали, насколько по-разному в изучаемых ими обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Те качества, которые традиционно принято считать женственными, такие, как пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям, могли выступать как
образцы мужского поведения и характера в одном племени, или же вообще отвергаться в другом племени как большинством женщин, так и большинством мужчин.
Многие последующие исследования показали, что представления о традиционно мужском и традиционно женском переменчивы даже в ходе развития истории одного и того же общества. Данные исследования поставили под сомнение многовековую практику упрощенного объяснения традиционных аспектов поведения принадлежностью к биологическому полу.
Важно отметить, что кроме биологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурный аспект. В самом широком смысле культура - это то, что создано человеком в процессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь, отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующие составляющие – «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве». По мнению О. Ворониной в человеческом менталитете мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов:
мужское - рациональное - духовное - божественное - . - культурное;
женское - чувственное - телесное - греховное - . - природное.
В отличие от биологического аспекта пола в социальном и культурно-символических аспектах содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» — негативным, вторичным и подчиненным.
Рекомендуем к прочтению:
Проблемы образования и воспитания
С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, свод ...
Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика
стабильности и нестабильности в социокультурном процессе
В работе Руссо, где он сознательно сделал уклон именно в нестабильную сторону общественного договора для того, чтобы он стал главным началом становления учения о правах человека, которое в наше время превратилось во всемирную декларацию о ...
Приложения
Приложение 1
Фирмы-производители парфюмерных средств, продукцию которых предпочитает исследуемая молодежь
Приложение 2
Ежемесячные траты молодежи на парфюмерные средства
Приложение 3
Наиболее популярные места покупки парфюмерных ...
|