Конфликт не появляется мгновенно. Он очень долго назревает. У индивида или группы в течение определенного промежутка времени появляется недовольство тем, как что-то устроено, организовано. Это приводит к потере доверия, уважения к другим участникам группы, что и становится причиной беспокойства. Так же у индивидов накапливаются злость, обида, раздражение и другие негативные эмоции. Порой предконфликтная стадия протекает настолько долго, что зачинщики забывают первопричину. На этой стадии стороны оценивают свои возможности, прежде чем перейти к активным действиям. На предконфликтной стадии стороны стараются узнать слабые места друг друга, чтобы в дальнейшем сформировать правильную стратегию.
Сама предконфликтная стадия делится на 2 стадии:
1. Каждая сторона ищет способы получения желаемого объекта, не воздействуя на соперника. При нерезультативном завершении этой стадии стороны переходят ко следующей.
2. Идентификация того, что мешает получить объект. На этой стадии так же происходит тщательное изучение конкурента: его силы, его возможности. На этой стадии стороны решают, стоит ли им вступать в конфликт, а так же оценивают свои ресурсы.
Непосредственно конфликт
Главная составляющая этой стадии – инцидент
, другими словами какие-либо социальные действия одной стороны направленные на другую сторону с целью ее изменения.
Важной особенностью этой стадии является наличие критической точки, в которой конфликт достигает своей максимальной по силе и агрессии позиции. После достижения этой точки конфликт либо постепенно идет к разрешению и утихает, либо разгорается с еще большей силой и начинает движение к новой критической точке.
Поскольку для нас важен вопрос разрешения конфликта, стоит сказать, что ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт, находящийся в критической точке. Воздействовать на конфликт лучше либо до, либо после критической точки.
Важным элементом, который может послужить быстрому разрешению конфликта, может послужить катарсис, явление представляющее собой снижение остроты и интенсивности конфликта при минимальных изменениях факторов, влияющих на них.
Действия соперников, происходящие на второй стадии можно разделить на две группы:
· Открытые
, например, словесные выпады в сторону соперника, какое-либо физическое воздействие и др. Поскольку открытые действия заметны не только участникам конфликта, но и тем, кто просто оказывается рядом, зачастую наблюдатели могут быть втянуты в сам конфликт.
· Скрытые
. Такие действия направлены на то, чтобы запутать противника и замаскировать свои собственные действия. Вследствие таких действий соперники пытаются определить стратегии друг друга. Так же соперники часто прибегают к рефлексивному управлению. Другими словами, одна сторона (А) старается внушить другой (Б) ту информацию, которая бы побудила действовать Б тем путем, который был бы выгоден для А. Таким образом ложь и другие тому подобные действия – рефлексивное управление.
Так же действия в конфликте могут быть:
· Непосредственными
· Опосредованными
· Физическими
· Психологическими
· Идеологическими
Конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. Рациональные конфликты представляют собой «интеллигентное» решение проблемы. Стороны стараются придти к консенсусу, они не переходят на личности и их действия неагрессивны. Те же конфликты, которые наполнены агрессией, в течение которых стороны делают выпады в сторону друг друга, применяют незаконные, неэтичные, неформальные методы влияния, называются эмоциональными. Чаще всего после перехода конфликта на эмоциональный уровень (в большинстве случаев сначала стороны стараются действовать рационально), такой конфликт невозможно погасить, его можно лишь локализовать.
Разрешение конфликта
Смысл этой стадии прост - конфликтное взаимодействие между сторонами прекращается.
Рекомендуем к прочтению:
О.Конт – основатель
социологии
Основателем социологии являлся французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он полагал, что социология, которую он вначале называл "социальной физикой", должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяяемость, доказа ...
Кадровая политика
В кадровой политике в бизнесе используется ряд понятий для обозначения объекта управления: человеческий фактор, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы, рабочая сила, работники, персонал, кадры и др. Для четкого определения объекта кадро ...
Структура и функции Центра мониторинга последствий эмиграции
Последствия эмиграции действительно многоплановые, сложно предсказуемые, влияющие на все сферы общества. Состояние эмиграционной ситуации является определяющим фактором не только для сохранения национальной безопасности, но и в целом для ...
|