Система работы с приемными семьями в Самарской области. Постановка проблем и пути их решения.
Страница 2
Материалы и статьи » Сиротство как социальная проблема » Система работы с приемными семьями в Самарской области. Постановка проблем и пути их решения.

Были определены приоритеты в решении задач государственной семейной политики: ликвидация детской безнадзорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи; сохранение и охрана здоровья детей; получение детям адекватного образования; адресная социальная поддержка детей и семьи.

Определена и основная стратегия семейной политики в Самарской области – профилактика негативных социальных явлений и развитие позитивных.

Для решения этих задач необходимо было реформировать работу имеющихся управленческих структур и их учреждений, открыть комплекс ранее не существовавших учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 1991 году Губернатором Самарской области К.А.Титовым было принято решение по созданию службы семьи, материнства и детства. На уровне региона – это Комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, который является органом государственной исполнительной власти по реализации семейной политики. Аналогичные комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства были созданы во всех 49 муниципальных администрациях Самарской области.

На комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства возложено непосредственное осуществление функции государственного и муниципального управления в сфере семейной политики. Исходя из этого, функции органов опеки и попечительства над несовершеннолетними были переданы из органов образования в комитеты (отделы) по вопросам семьи, материнства и детства.

Одной их первых проблем, с которой столкнулись при организации работы Комитета по вопросам семьи, материнства и детства в 1991 году, была проблема передачи на усыновление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновлением занимались разные учреждения. Родители ждали свою очередь на усыновление 5-7 лет, в очереди стояло 680 потенциальных родителей. В то же время до 1991 года в год усыновлялось не более 50 детей. Причины были разные, но в основном организационного характера.

Для решения этой злободневной проблемы в феврале 1992 года в структуре Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области был организован Областной центр усыновления, опеки и попечительства, что качественно изменило и ускорило процесс усыновления, централизовало и упорядочило очередь граждан, желающих усыновить детей. В Областном центре усыновления был сформирован единый областной банк данных детей, подлежащих усыновлению. За время деятельности Областного центра усыновления усыновлено 3,7 тысячи детей.

В Центре усыновления формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в очереди на усыновление стоят только лица, вставшие на учет в начале 2000 года. С созданием Областного центра усыновления, опеки и попечительства сократился поток детей, поступающих в Дома ребенка, в результате чего три из них закрыто. Все это, в свою очередь, приводит к сокращению потока детей в дошкольные детские дома.

Коренным образом был реформирован институт опеки. По состоянию на 2000 год проблемой опеки несовершеннолетних занимались только 18 специалистов на 49 административных территориях. Вопросы патронажа семей, воспитывающих опекаемых детей, были полностью возложены на администрации школ, где эти функции на общественных началах исполняли учителя. Школы также занимались выявлением детей, оставшихся без попечения родителей, определением социального статуса детей. Хотя по нормам на каждые пять тысяч детского населения должен был быть один специалист по охране детства. Фактически не решались такие вопросы, как профилактика социального сиротства, охрана здоровья опекаемых детей, предоставление жилья. В Самарской области, как и в России, было два института социализации детей-сирот в семьях: опека и усыновление.

Выявление детей, оставшихся без попечения родителей носило заявочный характер. Государственная система в этой части отсутствовала. Поэтому часть детей, фактически имея статус сироты, формально его не имели. Это грубо нарушало права ребенка, в первую очередь в социальном плане. Так, в 2001 году из 3,2 тысячи детей, оставшихся без попечения родителей, выплаты получали лишь 7 процентов.

Для решения проблем социальных институтов социализации детей-сирот в условиях семьи незамедлительно были введены системы регулярных выплат детям из областного бюджета; бесплатного оздоровления детей; социального патронажа семей.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Где искать деньги
В настоящее время источником значительной части средств многих НКО являются зарубежные фонды, которые представляют гранты на реализацию социально значимых проектов. Грант – это безвозмездная целевая субсидия, предоставляемая на конкурсн ...

Особенности досугового поведения
Поле досугового поведения существенно более многомерно (включает гораздо больше качественных характеристик), чем поле потребительского поведения. Тем не менее, возможно классифицировать всю совокупность отечественных предпринимателей по к ...

Специфика социологических методов сетевых сообществ
О возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ говорил еще один из основателей кибернетики Винер. Новое социальное пространство уже давно осваивается путем художественной рефлексии – особо в этом преуспели писатели – фа ...