Период человеческой жизни от 0 до 3-х летнего возраста психологи называют “райским” периодом. Действительно, в этом возрасте ребенок живет как в Библейском раю: он полностью защищен, все его потребности удовлетворяются немедленно, любое свое желание он в состоянии реализовать, каждый день его жизни - праздник, он полон новых ярких впечатлений. У ребенка этого возраста появляется ощущение, которое психологи называют ощущением “детского всемогущества”: его родители - боги, они всесильны, а через них и он сам способен сделать все, что угодно со своей маленькой вселенной.
Наркологи и психологи тесно связывают ощущение наркотического опьянения под влиянием психостимуляторов с ощущениями “райского” периода раннего детства. Когда мы взрослеем, праздничный мир вокруг нас начинает потихоньку тускнеть. Картина окружающего нас мира становится привычной. Она начинает из целостного яркого образа распадаться на отдельные детали. Эти детали мира постепенно разделяются на хорошие и плохие, “добрые” по отношению к нам и «злые». Маленький человечек постепенно начинает понимать, что он сам и его родители не всемогущи. Чуть старше приходит осознание ответственности за свои поступки…Однако память о “райском” периоде жизни в глубине человеческой души сохраняется навсегда. Нам всю жизнь хочется вернуть своему восприятию ощущения новизны, яркости и волшебства окружающего мира из переживаний своего детства; хотя бы на короткое мгновение почувствовать себя всемогущими, вернуть детское ощущение того, что мы можем управлять миром.
И нам это удается! Удается, правда, крайне редко. Эти ощущения возвращаются к нам как подарок судьбы, когда после тяжелейших усилий получается чего-то добиться. Возвращение “райских” ощущений - это внутренний сигнал нашей психики, который она подает в знак победы. Эти ощущения – наша награда за успех, которого мы добились, причем все равно какой это успех - в творчестве, в делах, в спорте или в любви.
Есть еще одна очень важная деталь. Яркие ощущения – ощущения новизны, удачи и всемогущества - всегда чаще возникают у тех людей, которые склонны к самым разнообразным формам риска.
Более того, именно потребность в ярких ощущениях и в новых незнакомых впечатлениях многие психологи считают ведущей потребностью, которая приводит людей к профессиям и увлечениям, связанным с риском для жизни, и авантюрам. Можно сказать, что люди, склонные к риску и азарту, рискуют, фактически, чтобы добиться примерно тех же ощущений, которые вызывают у человека искусственные психостимуляторы…
Риск, азарт, нахождение на грани жизни и смерти, предельное физическое и психическое напряжение вызывают естественным образом примерно те же химические изменения в деятельности нервного волокна, которые вызывают и кокаин и амфетамины. Раз это так, значит, потребность в новизне ощущений является не просто воспоминанием о детстве, но и чем-то гораздо более важным. Потребность в новых, отличных от серой реальности будней ощущениях, является частью той великой потребности, которую психологи, а также философы называют метафизической. Таким образом, метафизическая потребность также является причиной потребления наркотических веществ.
Все написанное выше - лишь самые общие причины приема наркотиков вообще. Более того – если бы наркотики не помогали удовлетворять такие потребности, проблемы наркомании не существовало бы вовсе.
Рекомендуем к прочтению:
Виды он-лайн дискуссий: временной критерий
Существует множество вариантов проведения групповых дискуссий он-лайн, и каждый по-своему уникальный способ может быть более или менее пригоден для любого исследовательского проекта. В основе выбора лежит фундаментальное различие между ти ...
Прогностическая функция
Прогностическая функция социологии – это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза, изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую ...
Практическое исследование и оценка коммуникативных умений
В рамках курсовой работы было проведено практическое исследование на выявление и оценку коммуникативных умений будущих социальных работников.
Практическая работа содержит в себе следующие этапы:
1. Выдвижение гипотезы.
2. Подбор методи ...
|